Российский университет медицины

Проект кафедры истории медицины Российского университета медицины

Тема 13

Медицина в России в первой половине XIX века

Отечественная война 1812 года сыграла большую роль в развитии медицинского дела в России: врачей и фельдшеров не хватало, приходилось призывать студентов старших курсов Медико-хирургической академии, медицинского факультета Московского университета и даже военнопленных французских военных врачей…

Назад к темам

История медицины

Свод лекций

Лекция 13

МЕДИЦИНА В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

В первой половине XIX в. медицина в России развивалась в условиях разложения феодально-крепостнического строя, формирования и нарастания капиталистических отношений. Часть населения отрывалась от земледелия и оседала в городах, но все же Россия оставалась преимущественно аграрной страной. Усиливалась эксплуатация фабрично-заводского и крестьянского труда, продолжалось закрепощение крестьян. Самодержавие делало все, чтобы сохранить крепостной строй. Нарастание реакции приводило к росту крестьянских волнений, создавало почву для появления в России антикрепостнических настроений, заключавшихся в осуждении феодализма, монархии, давления церкви на жизнь государства. Наряду с господствующей реакцией появились прогрессивные революционные силы.

На формирование взглядов представителей отечественной медицины первой половины XIX в. оказал влияние писатель и революционер, один из основоположников русской классической философии А.Н. Радищев (1749–1802), который проявлял интерес к естественным наукам и медицине. Отвергая идеалистическую теорию витализма, или «жизненной силы», он разделял передовые эволюционные идеи XVIII в. А.Н. Радищев усматривал зависимость живого организма от окружающей внешней среды и подходил к мысли о наследовании признаков, приобретаемых организмом под влиянием условий его существования, стоял на позициях эволюционизма. По его мнению, внешние условия влияют на строение тела людей, их характер, способности, умственную деятельность. Вызванные этими условиями изменения в ряде поколений закрепляются и становятся постоянными, неотъемлемыми, наследственными. После опубликования книги «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), первого революционного произведения русской художественной литературы, Радищев, отбывая каторгу в Сибири, проводил среди местного населения оспопрививание, был «хорошим врачом и добивался – особенно в Сибири – счастливых излечений».

Просветительская идеология и материалистические взгляды создавали почву для формирования в России антикрепостнической идеологии.

В ночь с 11 на 12 (23/24) июня 1812 г. началась война наполеоновской Франции против России. Силы противника достигали 678 тысяч человек, тогда как Русская армия насчитывала не более 165 тысяч. С началом вторжения Наполеона перед отечественной медицинской службой встала сложная задача – организовать оказание помощи не только раненым и больным воинам, но и гражданским лицам. На тот момент в армии работало не более 1000 врачей и 4000 фельдшеров, поэтому медперсонала очень не хватало для работы на перевязочных пунктах, в подвижных военно-временных госпиталях, для борьбы с заразными болезнями. Приходилось призывать студентов старших курсов Медико-хирургической академии, медицинского факультета Московского университета и даже задействовать военнопленных французских врачей. Русская армия под напором превосходящих сил противника вынуждена была отступать к Москве. Вместе с армией двигались обозы военно-временных госпиталей. В России ширилось патриотическое движение. В Московское ополчение вступило более 20 тысяч человек. Враг приближался к Москве. 24–26 августа 1812 г. произошло генеральное сражение с наполеоновской армией на Бородинском поле. «Из всех моих сражений – сказал Наполеон, – самое ужасное то, которое дал я под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми»113.

На Бородинском поле главный медицинский инспектор русской армии хирург Яков Васильевич Виллие (1768–1854) под огнем противника сделал более 200 операций. 26 августа (по старому стилю) осколком ядра был ранен в левую голень с переломом берцовой кости главнокомандующий 2-й армией князь П.И. Багратион. Сопровождающий раненого Багратиона офицер в письме к своей сестре писал: «…Легче пробыть шесть часов в бою, нежели шесть минут на перевязочном пункте. Кругом лужи крови, то красной теплой, то черной и уже застывшей» 114.

Из врачебных средств Багратиону давали воду с лимонным соком, «умеряющие (обезболивающие) порошки и мягчительные припарки», декокт хины, опий. Рану промывали сложным составом из отвара хины с чаем «бараньей травы» и настойкой мирры или камеди. В полость раны закладывали корпию, смоченную тем же раствором. Явления интоксикации (высокая температура, рвота, потеря сознания) нарастали. 10 сентября врачи предложили Багратиону ампутировать ногу, но тот не согласился. Несмотря на усилия врачей, при явлениях тяжелого сепсиса с потерей сознания, 12 сентября князь Багратион скончался.

В списках воинов, отличившихся в бою и представленных к награде, в разделе «Подвиги» дается перечень ранений: «ранен в левую руку картечью», «ранен в руку, череп и в ногу ядром», «контужен в грудь», «сильная контузия в голову», «ранение пулею в грудь навылет», «контужен и упал без чувств»115. О способах лечения в госпиталях можно судить по воспоминаниям одного артиллериста: «У меня разрезали сапог и скинули его, пятка правой ноги моей оказалась вздутой, посиневшей и свороченной в сторону. Она горела как в огне, и прикосновение к ней причиняло нестерпимую боль. Однако прохладительные примочки утоляли воспаление»116.

Многие армейские врачи, проявившие героизм при исполнении своих служебных обязанностей, вошли в историю русской медицины как ученые- гуманисты. Останется в памяти потомков имя героя Отечественной войны 1812 г., профессора Московского университета Ильи Егоровича Грузинова (1781–1813).

Как только русские воины освобождали территорию, занятую врагом, перед медицинской службой вставала задача обеспечить находившимся там людям безопасное существование. Судя по документам, в те времена были широко распространены брюшной тиф, дизентерия и другие болезни. Главнокомандующий русской армией М.И. Кутузов издал ряд указов и постановлений, которые имели профилактическую направленность. Так, 25 августа 1812 г. Кутузов приказал «…иметь чистоту в лагере, и чтобы упалые лошади были зарываемы». Одним из приказов П.И. Багратиона предписывалось: «…Медицинским чиновникам внушить, что должность их не в одном врачевании состоит, но уметь расположить больных по роду их недугов, сохранять опрятность в белье, чистоту в покоях, приготовлять пищу каждому по качеству болезни, одним словом иметь о них истинное отеческое попечение». Для предупреждения распространения заразных болезней в Рязанской, Калужской и Московской губерниях широко практиковалось сжигание или закапывание трупов «в целях ликвидации болезни» 117.

Отечественная война 1812 г. сыграла большую роль в развитии медицинского дела в России. Рядовые врачи и выдающиеся ученые России – И.П. Воинов, И.Е. Грузинов, И.Е. Дядьковский («…диагност, каких мало… трудится… в сутки по 16–18 часов»), Я.И. Говоров – оставили ценные труды по военной медицине.

Дальнейшее развитие получили гигиена (особенно военная), предупреждение заразных болезней (оспопрививание и др.), совершенствование методов подготовки врачей и других медицинских кадров.

Отечественная война 1812 г., знакомство передовых русских людей с материалистическими течениями западноевропейской мысли способствовали развитию прогрессивных философских, социологических и естественно-научных воззрений в России.

После Великой французской революции (1793) и Отечественной войны 1812 г. для передовой части русского дворянства стали очевидными несостоятельность самодержавной власти и необходимость раскрепощения крестьян. Разгромив Наполеона, Россия в 1815 г. встала во главе реакционного Священного союза (Австрия, Пруссия и Россия) и беспощадно подавляла выступления народных масс. В 1818 г. была проведена ревизия университетов, которая поразила проверяющих тем, что преподавание, в особенности на медицинских факультетах, пропитано «погибельным материализмом». В результате проверки в Казанском университете был закрыт анатомический музей, а анатомические препараты похоронены по церковным обрядам.

В первой четверти XIX столетия в области философии шел процесс насаждения немецкого идеализма. Часть русского общества выступала против реакционной идеологии самодержавно-крепостнического строя в России, что нашло свое отражение в восстании декабристов 1825 г. Воззрения декабристов занимали значительное место в истории философии России. В их программе, наряду с общеполитическими и экономическими вопросами, содержались требования по охране народного здоровья. В «Русской правде» П.И. Пестеля есть проект закона о помощи роженицам, призрении сирот и подкидышей, о наличии больниц и врачей в каждой волости (волостной врач обязан «больных пользовать бесплатно»). Впервые в истории русской общественной мысли декабристы поставили вопрос об обеспечении инвалидов, признав это обязанностью государства. Они считали, что «вспоможение инвалидов» должно проводиться не в виде милости, а в силу их законного права. После подавления декабрьского восстания ширился реакционный ответ со стороны царизма на материализм и революционно-демократическое движение, что выражалось в гонениях и преследовании передовых ученых, закрытии университетов, введении ряда ограничительных мер в деятельность научных и учебных заведений.

В 1840-х гг. в России крепостной строй с его натуральным хозяйством и прикреплением крестьян к земле тормозил рост промышленности. Возраставшее несоответствие производственных отношений характеру производительных сил привело к тому, что феодально-крепостническая система хозяйства вступила в полосу глубокого кризиса. На этом фоне ведущая роль в русском освободительном движении постепенно переходила от дворянских революционеров к революционерам-разночинцам. Развитие философии в России внесло свою лепту в нарастание и углубление кризиса крепостного строя, завершившегося революционной ситуацией 1859–1861 гг. и крестьянской реформой 1861 г.

Передовое направление русской философии на тот момент представляли Н.П. Огарев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, утверждавшие в своих трудах материализм как ведущее мировоззрение в среде прогрессивной интеллигенции. Эти мысли тели настойчиво проводили идеи о том, что жизнь природы есть сложный процесс постепенного изменения и восхождения от низших форм к высшим. А.И. Герцен подчеркивал необходимость применения опыта при научных исследованиях. В «Письмах об изучении природы» он писал: «Опыт есть хронологически первое в деле знания…».

Врачи России успешно продолжали развивать материалистическое понимание основных проблем медицины: взаимоотношения между организмом и средой, целостности организма, единства физического и психического, роли эксперимента в научных исследованиях.

Санитарное неблагополучие страны определялось социально-политическими условиями. Крупное поместное дворянство не желало тратить деньги на оздоровительные мероприятия, исключение составляли периоды эпидемий.

В XIX в. были открыты университеты с медицинскими факультетами в Дерпте (ныне Тарту; 1802), Вильно (ныне Вильнюс; 1803), Казани (1804), Харькове (1805). Московская медико-хирургическая академия в 1845 г. объединена с медицинским факультетом Московского университета.

В этот период в России складывались научные медицинские направления: терапевтическое и хирургическое. В Москве терапевтическая школа сформировалась вокруг М.Я Мудрова, Е.О. Мухина, И.Е. Дядьковского, А.М. Филомафитского, а хирургическая – вокруг Е.О. Мухина. В Санкт-Петербурге – вокруг И.Ф. Буша, И.В. Буяльского, П.А. Загорского, Н.И. Пирогова.

Одним из представителей терапевтического направления в Московском университете был Матвей Яковлевич Мудров (1776–1831) – воспитатель целого поколения квалифицированных и просвещенных врачей, выдающийся русский клиницист. Окончив медицинский факультет Московского университета (1800), с 1802 по 1807 г. совершенствовал свои знания за границей, а в 1804 г. защитил диссертацию на степень доктора медицины по теме «О самопроизвольном отхождении плаценты».

В 1807 г. ученый написал первое в России руководство по военно-полевой хирургии, а через год издал работу «О пользе и предметах военной гигиены или науки сохранять здоровье военнослужащих», в которой указывал: «Задача полковых врачей – не столько лечить болезни, сколько предупреждать их; а наиболее – учить солдат беречь здоровье». С 1809 г. Мудров – профессор кафедры патологии и терапии Московского университета. В 1812 г. он был избран деканом медицинского факультета, проявив на этом поприще недюжинный организаторский талант. При деятельном участии Мудрова шло восстановление Московского университета, пострадавшего в войне 1812 г., и 13 октября 1813 г. в нем возобновились занятия.

Научные воззрения Мудрова прослеживаются в его актовой речи, обращенной к студентам, «Слово о способе учить и учиться медицине практической», в которой он говорит о том, что врачевание состоит не в лечении болезни, не в лечении причин, а в лечении самого больного. Поэтому, рассматривая болезнь как результат воздействия на организм внешних условий, Мудров изучал влияние окружающей среды, развивал метод распознавания причин болезни и принципов лечения с помощью детального опроса больного.

М.Я. Мудров разработал схему клинического обследования больного, ввел в клинику истории болезни: «История болезни должна иметь достоинства точного повествования о случившемся происшествии». Он на практике применял перкуссию и аускультацию, внес ценный вклад в учение о профилактике болезней, сочетая в процессе обучения студентов теорию с практикой, учил познанию болезней в тесной связи с данными патологической анатомии. Мудров призывал врачей к отказу от сложных лекарственных смесей, к применению физических способов лечения, особенно водолечения.

Ученый стремился привить своим ученикам этические понятия о врачебной деятельности. В работе «Слово о благочестии и нравственных качествах гиппократова врача» (1813) писал о том, каким должен быть врач. В 1817 г. перевел афоризмы Гиппократа, составил уникальный труд из 40 томов историй болезней. В 1830 г. организаторские способности ученого были использованы правительством на «холерном» фронте. Мудров неоднократно принимал участие в борьбе с инфекционными болезнями и, заразившись на одной из эпидемий, умер в Петербурге в 1831 г.118

Выдающимся врачом первой половины XIX в. в России был Ефрем Осипович Мухин (1766–1850). Получив образование в медицинской школе при Елисаветградском госпитале, там же стал преподавать анатомию и хирургию. С 1795 по 1813 г. был адъюнктом патологии и терапии в Московском медико-хирургическом училище, преобразованном в Медико-хирургическую академию. В 1813–1835 гг. занимал должность профессора кафедры анатомии, физиологии, судебной медицины и медицинской полиции (общественной гигиены) в Московском университете. Е.О. Мухин разработал новый раздел анатомии – науку о слизистых сумках и синовиальных влагалищах, составил курс анатомии на русском языке, создал анатомические кабинеты в Медико-хирургической академии и Московском университете. Занятия по анатомии Е.О. Мухин проводил на трупах, демонстрировал замороженные анатомические препараты (метод, впоследствии развитый его учениками И.В. Буяльским и Н.И. Пироговым). Он заставлял студентов заниматься «своеручным трупосечением» и даже провозгласил важный принцип в медицине: «Врач не анатом не только бесполезен, но и вреден».

Мухиным было создано учение о возбуждении. В диссертации «О стимулах» (1800) он признавал ведущую роль нервной системы в жизнедеятельности организма, считал ее главной системой при возникновении многих заболеваний («…нервы служат отражением целостности нашей жизни»). Придавал первостепенное значение головному мозгу, его серому веществу. Кору головного мозга называл «матерь нервов». В трудах Мухина нервизм как направление в медицине получил свое дальнейшее развитие.

Ученый принимал участие в борьбе с эпидемиями, проводил вакцинацию против оспы. При Голицынской больнице, где он работал главным врачом (1802–1812), был организован пункт скорой помощи, и там Мухин проводил опыты по оживлению внезапно умерших людей. Кроме того, Мухина можно назвать первым в России травматологом. Им были разработаны основы травматологии и система восстановления жизненных функций организма. Он первым предложил применять «песчаную постель» для иммобилизации конечности (1806). Метод иммобилизации конечностей нашел широкое применение в виде шин из лубковых дощечек (1809), а позднее – в виде крахмальных (И.В. Буяльский) и гипсовых (Н.И. Пирогов) повязок. Е.О. Мухин положил начало делу усовершенствования врачей, много сил отдавал преподаванию, стал автором учебных книг «Первые начала костоправной науки» (1806), «Руководство по анатомии» (1811).

Материалистическое направление в физиологии продолжали развивать И.Т. Глебов, И.Е. Дядьковский, А.М. Филомафитский и др.

Сторонником материалистического направления в физиологии был Иван Тимофеевич Глебов (1806–1884) – профессор Московской медико-хирургической академии (с 1840) и Московского университета (с 1842), вице-президент Петербургской медико-хирургической академии (с 1857). Внес большой вклад в реорганизацию медицинского образования, многое сделал для усиления влияния естественных наук на образование врача.

Иустин Евдокимович Дядьковский (1784–1841) – крупнейший ученый-клиницист, один из основоположников отечественной терапевтической школы, врач-философ и материалист. Он писал: «Первый источник, из которого должно почерпать объяснения всех тайн природы, должно искать не в силе и не в каком-либо особенном начале… но только в материи как безусловной причине всех явлений»119. Ученый создал ряд классических работ по внутренней медицине. Сочинение И.Е. Дядьковского «Слово об образе действия лекарств на человеческое тело» (1816) остается классическим до настоящего времени. Жизнь, по Дядьковскому, есть «постоянное и непрерывное взаимодействие внешних сил окружающей природы и внутренних – человеческого тела». Болезнь рассматривалась им как «нарушение пропорции между внутренними силами человека и окружающей природой».

Алексей Матвеевич Филомафитский (1807–1849) – профессор Московского университета, автор первого русского руководства по физиологии («Физиология, изданная для руководства своих слушателей», в 3 томах, 1836), отстаивал «путь опыта и наблюдения». Опубликовал «Трактат о переливании крови» (1848), в котором описал сущность переливания крови как действие на «нервную систему, а через последнюю и на все отправления животно-химического процесса». В последние годы жизни ученый занимался физиологией наркоза, положив вместе с Н.И. Пироговым начало научному изучению этой проблемы. Также участвовал в разработке маски для ингаляционного наркоза.

В 1836 г. Филомафитский впервые в мире предложил при преподавании физиологии демонстрацию опытов на животных, хирургический эксперимент. Изучая рефлексы, ученый приблизился к идее о центральном торможении, развитой спустя 25 лет И.М. Сеченовым в труде «Рефлексы головного мозга». Сотрудничество физиологов и клиницистов, заложенное А.М. Филомафитским, надолго стало положительной тенденцией отечественной медицины.

Значительную роль в развитии анатомии сыграл Петр Андреевич Загорский (1764–1846) – выдающийся врач, анатом, физиолог. В 1799 г. Загорский возглавил кафедру анатомии и физиологии Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге. Оставил богатое научное наследие, которое имело большое значение для развития не только отечественной анатомии, но и других медицинских дисциплин, в том числе и зубоврачевания. Загорский разработал программу курса анатомии, методику преподавания, проводил обучение студентов на трупах. В 1802 г. издал учебник «Сокращенная анатомия, или Руководство к познанию строения человеческого тела», выдержавший пять изданий. Занимаясь тератологией (изучение уродств), он привел в порядок коллекцию анатомических редкостей и аномалий в Кунсткамере, создал их классификацию и опроверг мистические представления об их происхождении. Применяя в своих исследованиях методы химии, П.А. Загорский подкрепил положение Ломоносова и Лавуазье о роли эритроцитов в переносе кислорода.

В развитие отечественной хирургии большой вклад внес Иван Федорович Буш (1771–1843) – создатель крупнейшей русской хирургической школы, чьи научные традиции в дальнейшем стали основой для стремительного взлета хирургии в России, связанного с именем Н.И. Пирогова.

Большое значение имела организованная им теоретическая подготовка лекарей, обеспечившая хорошие знания в области хирургии. Все труды Буша отличаются энциклопедичностью, широтой научного анализа, глубоким проникновением в сущность научных проблем.

В 1807 г. И.Ф. Буш издал «Руководство к преподаванию хирургии», которое выдержало пять изданий и было единственным на тот момент руководством по хирургии на русском языке. В этом труде также освещены вопросы терапевтической и хирургической зубоврачебной помощи. Ученый выделил преподавание практической, теоретической и оперативной хирургии. И.Ф. Буш основал школу хирургов (П.Н. Савенко, Х.Х. Саломон и др.). Первым в России произвел литотрипсию и перевязку внутренней подвздошной артерии120.

Среди известных преподавателей того времени был Христиан Иванович Лодер (1753–1832), который ввел в педагогическую практику принцип наглядного преподавания с помощью собранной им огромной коллекции анатомических препаратов. Кроме того, Лодер занимался изучением минеральных вод и их влияния на здоровье человека.

Выдающимся деятелем отечественной медицины, активным участником перестройки медицинского образования в России в середине XIX в. был Федор Иванович Иноземцев (1802–1869), с 1835 по 1858 г. преподававший хирургию в Московском университете. В целях улучшения клинической подготовки будущих врачей он ставил задачу «образовывать как можно более научно-практических врачей». Одновременно с Пироговым настаивал на выделении госпитальных клиник, разделении кафедры практической хирургии на кафедру хирургической факультетской клиники и кафедру оперативной хирургии с топографической анатомией. На клинических лекциях и практических занятиях Иноземцев демонстрировал анатомические препараты, а от студентов требовал производства операций на трупах, изготовления топографоанатомических препаратов.

В своих трудах Ф.И. Иноземцев разрабатывал анатомо-физиологическое направление, изучая роль нервной системы в физиологических и патологических процессах. Ученый сыграл значительную роль в создании общественной медицины в России: основал еженедельную «Московскую медицинскую газету», в которой обсуждались насущные вопросы организации медицинского дела, развития медицинской науки и др. Создал в Москве Общество русских врачей. Впервые в России, в 1847 г., произвел под эфирным наркозом операцию по поводу рака молочной железы.

Ярким представителем хирургического направления в Санкт-Петербурге был Илья Васильевич Буяльский (1789–1866) – блестящий анатом и хирург. В 1814 г. он окончил Петербургскую медико-хирургическую академию, где с 1825 по 1844 г. преподавал анатомию. Большой интерес представляют подготовленные им «Анатомико-хирургические таблицы», в которых освещены операции по перевязыванию больших артерий. Все рисунки были воспроизведены в натуральную величину с препаратов, изготовленных самим автором.

Буяльский производил пластические операции, например, восстановление нижней губы из кожи подбородка. Впервые выполнил одностороннюю резекцию верхней челюсти по поводу новообразования.

Большое значение имеет деятельность И.В. Буяльского на поприще разработки медицинского, в том числе и зубоврачебного, инструментария. Например, он усовершенствовал такие хирургические инструменты, как турникет, лопаточка, акушерская ложечка.

Буяльский предложил новые способы бальзамирования трупов, был одним из инициаторов метода «ледяной анатомии». По его уникальным анатомическим препаратам скульптор П.К. Клодт (1805–1867) отлил из бронзы знаменитую статую «Лежачее тело». В настоящее время это произведение находится в Академии художеств в Петербурге.

Как лучший хирург своего времени, он использовал передовые достижения науки, применял эфирный наркоз при операциях. Буяльского можно назвать первым русским хирургом, получившим признание не только в России, но и за ее пределами, бывшим, по словам В.А. Оппеля (1872–1932), «авторитетом европейской величины». Наряду с блестящей профессиональной подготовкой отличался чуткостью и гуманностью. «Легко отнять руку и ногу, щегольнуть изяществом операций, – писал этот выдающийся хирург, – но никогда еще не удавалось приставить ошибочно отнятую руку или ногу, и напрасное увечье, как бы оно блистательно произведено ни было, не вознаградится ни славой хирурга, ни поздним его раскаянием; обязанность честного человека семь раз подумать, прежде чем один раз отрезать. Операция делается для того, чтобы сохранить жизнь, но нам следует думать и о том, чтобы эта сохраненная жизнь по возможности была менее тягостна»121. Перу Буяльского принадлежат монографии «Краткая общая анатомия тела человеческого» (1844), «Анатомические записки для обучающихся живописи и скульптуре в Императорской академии художеств» (1860).

Александр Иванович Овер (1804–1864/65) – талантливый хирург, профессор Московского университета, инспектор московских больниц. В 1838 г. в отчете Московской медико-хирургической академии появилась информация о его 150 важнейших операциях с пояснительными рисунками, а также статья, посвященная описанию 5 полных и частичных «отнятий» верхней и нижней челюстей.

Христофор Христофорович Саломон (1797–1851) – профессор, целеустремленно развивавший практическую хирургию, автор первого оригинального руководства по оперативной хирургии на русском языке (1849). Описал, в частности, челюстно-лицевые операции, трансплантацию при некоторых хирургических операциях, технику производства оперативных вмешательств на голове и др. Руководство было одним из первых учебных пособий по этому разделу хирургии.

Ученик и помощник И.В. Буяльского Павел Андреевич Наранович (1801–1874) внес большой вклад в усовершенствование инструментария, в том числе и зубоврачебного. Незаурядный хирург, он произвел большое число операций, среди которых были и зубоврачебные: оперативное лечение околоушной слюнной железы, гемангиом верхней губы. Выдающимся врачом первой половины XIX в. был Николай Иванович Пирогов (1810–1881) – основоположник хирургической анатомии, военно-полевой хирургии, анатомо-экспериментального направления в хирургии, прекрасный педагог и общественный деятель122.

Н.И. Пирогов родился 13/25 ноября 1810 г. в Москве в семье казначея провиантского депо тринадцатым ребенком по счету. Одним из любимых занятий мальчика была игра в лекаря. Эта игра возникла после посещения известного в то время профессора медицины Е.О. Мухина, который лечил старшего брата Николая Ивановича. Личность профессора, поразительный результат его лечения произвели на мальчика неизгладимое впечатление.

В двенадцать лет его отдали в частный пансион, но обучение пришлось прервать из-за материальных трудностей в семье.

Судьбу Пирогова определил Мухин, к которому за советом обратились родители юноши. Профессор посоветовал им готовить мальчика к вступительному экзамену в университет, на медицинский факультет. Поступив в Московский университет четырнадцати лет отроду, он окончил учебу в 1828 г. в звании лекаря и отправился в Дерпт, в «институт для природных россиян» для подготовки к профессорской деятельности, выбрав своей специальностью хирургию. В Дерпте под руководством профессора И.Ф. Мойера Пирогов препарировал трупы, задачи клинической хирургии решал путем опытов на животных. В 1832 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Является ли перевязка брюшной аорты при аневризме паховой области легко выполнимым и безопасным вмешательством». В 1833–1836 гг. знакомился с преподаванием хирургии и постановкой больничного дела в Германии, Франции. За границей изучал технику известных хирургов того времени: Грефе, Лангенбека и др. Возвратившись в Россию с надеждой занять кафедру хирургии в Московском университете, Н.И. Пирогов с сожалением узнал, что кафедра уже занята. Тогда он решил продолжить работу в Дерптском университете в качестве заведующего хирургической клиникой. Медицинский факультет единогласно избрал его профессором (1836), несмотря на сопротивление немецких ученых. Девизом Пирогова-преподавателя было: «Пусть учится только тот, кто хочет учиться, – это его дело. Но кто хочет у меня учиться, тот должен чему-нибудь научиться, – это мое дело, так должен думать каждый совестливый преподаватель». Н.И. Пирогов давал слушателям как теоретические знания, так и практические навыки. Он учил будущих врачей откровенно признаваться в своих профессиональных ошибках, чтобы предостеречь последующие поколения от подобных промахов. Результатом его размышлений на эту тему было издание труда «Анналы хирургической клиники Дерптского университета», в которых Пирогов скрупулезно анализировал свои диагностические и терапевтические ошибки, что говорит о его честности и профессионализме.

В 1841 г. освободилось место в Медико-хирургической академии в Петербурге, и Пирогов возглавил госпитальную хирургическую клинику академии, одновременно занимая должности главного врача хирургического отделения 2-го Военно-сухопутного госпиталя, директора по технической части Санкт-Петербургского завода военно-врачебных заготовлений, директора анатомического института. Состояние клиники и госпиталя было ужасающим: не хватало лекарств, перевязочного материала, белья, больных плохо кормили. со всей энергией Пирогов принялся за благоустройство клиники и госпиталя и вскоре добился того, что поставил кафедру хирургии на такую высоту, какой она не достигала ни до, ни после него, чем ужасно раздражал академическое начальство. Царское правительство не хотело мириться с независимым характером Пирогова, с его критикой бюрократизма, воровства администрации, карьеризма, бездушного отношения к больным.

В 1851 г., развивая метод «ледяной анатомии», ученый впервые осуществил распиливание замороженных трупов на тонкие пластины (толщиной 5–7 миллиметров) в трех плоскостях. Его классические труды «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций» (1837), «Полный курс прикладной анатомии человеческого тела. Анатомия описательно-физиологическая и хирургическая» (1843–1848), «Топографическая анатомия, иллюстрированная веденными в трех направлениях распилами через замороженные человеческие трупы» (1852–1859) были удостоены Демидовских премий Санкт-Петербургской академии наук, став фундаментом отечественной топографической анатомии и оперативной хирургии. Исключительную роль Пирогов сыграл в разработке проблемы обезболивания. Одним из первых он в 1847 г. (через 2 недели после Ф.И. Иноземцева) провел операцию под эфирным наркозом и впервые в России применил эфирный наркоз на поле боя. В 1847 г. Пирогов выехал на Кавказ, где произвел около 400 операций под наркозом эфиром и 300 – хлороформом. Кроме того, экспериментально проверил не только ингаляционный, но и другие пути введения в организм наркотических веществ (внутривенный, внутритрахеальный наркоз, спинномозговая анестезия).

Велика заслуга ученого в решении проблем асептики и антисептики, что обусловило успехи хирургии в последней четверти XIX в. Пирогов сделал гениальное предположение о том, что нагноение ран зависит от живых возбудителей, и открыл в госпитале особое отделение для гнойных, рожистых и гангренозных больных, что резко снизило послеоперационную летальность123.

Военная медицина обязана Пирогову созданием научных основ отечественной военно-полевой хирургии и нового в то время раздела военной медицины – организации медицинской службы. Практические выводы, изложенные Пироговым в труде «Начала общей военно-полевой хирургии» (1865–1866), составили базу организационных, тактических и методических принципов военной медицины. «Хорошо организованная сортировка раненых на перевязочных пунктах и в военно-временных госпиталях есть главное средство для оказания правильной помощи…», – утверждал он. Принципиальные положения Пирогова по организации медицинской помощи в военно-полевых условиях сохранили свое значение до настоящего времени и вошли в военно-медицинскую доктрину современной российской армии.

Во время Крымской войны (1853–1856) была организована женская помощь раненым и больным на полях сражений. Из всех слоев общества откликнулись желавшие принять на себя трудные обязанности сестер милосердия, и таким образом была организована Крестовоздвиженская община сестер милосердия. Руководить деятельностью этой общины было предложено Н.И. Пирогову, и он в 1854 г. с отрядом врачей и сестер выехал в Крым.

Большое значение имели труды Пирогова по иммобилизации переломов. Во время Крымской войны он впервые в полевых условиях наложил гипсовую повязку (1854). Клиническая картина шока, описанная им, является классической и до сих пор используется в руководствах и учебниках по хирургии.

Н.И. Пирогов был сторонником профилактического направления в медицине. Ему принадлежат знаменитые слова, ставшие девизом отечественной медицины: «Я верю в гигиену. Вот где заключается истинный прогресс нашей науки. Будущее принадлежит медицине предохранительной. Эта наука, идя рука об руку с государственной, принесет несомненную пользу человечеству»124.

Как преподаватель Пирогов был свободен в выборе тем и знакомил слушателей с разными областями хирургии. Он первый среди отечественных ученых выступил с идеей пластических операций и был новатором в этой области хирургии. На основании богатого практического опыта ученый обосновал важность проведения пластических операций на лице, обеспечивающих не только ликвидацию физических недостатков, но и нормализацию психических и физиологических сторон жизнедеятельности человека. В лекции по ринопластике, богато иллюстрированной схемами, Пирогов изложил цели вмешательства в зависимости от характера и степени повреждения. Описывая методы кожной пластики при операциях формирования носа, отдавал предпочтение пластике на ножке и предложил собственный метод выкраивания кожного лоскута. За 20 лет, с 1836 по 1856 г., Пирогов сделал около 40 ринопластик, в то время как во всем мире до 1836 г. было известно о 71 подобной операции.

Популяризация Н.И. Пироговым зубоврачебной тематики среди врачей способствовала накоплению у них соответствующих знаний и побуждала к занятию практическим зубоврачеванием. В 1841 г. он сделал сообщение «О резекции верхней челюсти по поводу кариеса с неблагоприятным исходом», в котором поделился своим опытом хирургического лечения остеомиелита верхней челюсти. В 1850 г. Пирогов представил материалы по теме «Операция рака гайморовой пещеры». За время работы в клинике госпитальной хирурги он сделал более 130 стоматологических операций (не считая удалений зубов). Сюда вошли 36 резекций челюстей по поводу новообразований, 5 операций удаления опухолей подъязычной слюнной железы, 25 операций иссечения нижней губы по поводу рака, 7 операций по поводу «заячьей губы», 1 операция по поводу кисты нижней челюсти, около 40 ринопластик, 20 хейлопластик и 1 стоматопластика.

Н.И. Пирогов великолепно владел техникой различных операций, в том числе и в полости рта. Им было написано большое количество научных работ, многие из которых до сих пор представляют интерес для стоматологов. В 1855 г. вышла в свет его работа «Рак нижней губы», в которой были приведены результаты подробного патологоанатомического исследования эпителиального рака нижней губы и описаны хирургические методы лечения этого заболевания.

Исполняя обязанности управляющего Санкт-Петербургским заводом военно-врачебных заготовлений (бывшая инструментальная изба), Пирогов создал различные типы хирургических наборов, в которых наряду с другими содержались и инструменты для челюстно-лицевых операций, зубоврачебный инструментарий. Даже батальонные наборы включали зубной ключ с тремя и двумя винтами и рукояткой, щипцы зубные кривые и козью ножку. По заказу Пирогова был сделан ранец с хирургическими инструментами, куда входили зубной ключ, аппарат для перевязки переломов нижней челюсти, Т-образная головная повязка, повязки лицевая, носовая и другие предметы. Анатомическое понятие «треугольник Пирогова» известно каждому стоматологу благодаря замечательному труду «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций», в котором Н.И. Пирогов описал доступ к язычной артерии, лежащей в треугольном пространстве.

Интересна и разнообразна тематика лекций, относящихся к зубоврачеванию, прочитанных Н.И. Пироговым слушателям академии:

1. «Перевязка art. carotidis, subclavie, anonimal», 1843.

2. «О сошвении нёбной занавески», 1844.

3. «Об образовании искусственных губ», 1844.

4. «О подъязычной опухоли (ranula) и операции при этой болезни», 1846.

5. «О выпиливании верхней челюсти», 1847.

6. «О сшивании губ», 1848.

7. «О страдании челюстей вследствие поражения зубов», 1846, 1849, 1850, 1851.

8. «О раковидных язвах губ», 1848, 1849, 1850, 1851.

9. «О страдании желез губ», 1848.

10. «Перевязка art. carotis et lingualis». 1848.

Заслуги Н.И. Пирогова перед мировой и отечественной хирургией огромны. Он придал развитию хирургии естественно-научное, экспериментальное направление, соединив ее воедино с анатомией, физиологией и другими науками.

Критика Пироговым царской администрации привела к тому, что в 1856 г. он был уволен из академии. В 1860 г. профессор Санкт-Петербургского университета А.В. Никитенко писал в своем дневнике: «Ребиндер просил моего совета, кого бы определить на место Н.И. Пирогова, которого решительно не хочет государь. Я никого не мог ему указать»125. А.И. Герцен называл отставку Н.И. Пирогова одним «из мерзейших дел России дураков против России развивающейся»126.

После Крымской войны наступила новая для России эра. В это время Пирогов, пытаясь найти причины неудач в войне, затрагивает вопрос о воспитании, в недостатках которого он усматривал корни севастопольской катастрофы. В 1856 г. появилась статья Пирогова «Вопросы жизни», вызвавшая большой резонанс в обществе. Ему предложили занять место попечителя Одесского учебного округа, но он оказался неподходящим для царской администрации чиновником и вскоре из Одессы был переведен в Киев. Пирогов был сторонником общего гуманитарного образования, необходимого для каждого человека, выдвигал знание как элемент не только образовательный, но и воспитательный. Борцом за свои убеждения, не мирящимся ни с какой фальшью, Пирогов оставался и на поприще педагогики, поэтому в 1861 г. состоялось его увольнение и с поста попечителя учебных округов. Таким образом, общественная деятельность великого русского хирурга, как и медицинская карьера, прервалась в самом расцвете его сил. Тем не менее, будучи гражданином своей страны, он живо откликался на важнейшие события в общественно-медицинской жизни, консультировал, выезжал в регионы военных действий.

Под конец жизни Пирогов работал над своим «Дневником старого врача», в котором предстал как мыслящий, высокообразованный человек.

Деятельность Пирогова кратко и ярко охарактеризовал И.П. Павлов: «Ясными глазами гениального человека, на самых первых порах, при первом прикосновении к своей специальности – хирургии – он открыл естественно-научные основы этой науки: нормальную и патологическую анатомии и физиологический опыт – и в короткое время настолько на этой почве установился, что сделался творцом в своей области»127.

В мае 1881 г. в Москве было торжественно отпраздновано 50-летие научной и общественной деятельности Н.И. Пирогова, он был удостоен звания почетного гражданина города Москвы, а в ноябре того же года ученого не стало. В 1897 г. в Москве, перед зданием хирургической клиники на Царицынской улице (с 1919 г. Большая Пироговская), на средства, собранные по подписке, был установлен памятник Пирогову (скульптор В.О. Шервуд). На одной из граней памятника высечены слова: «…Я готовился посвятить всю мою деятельность исключительно Москве, месту моего рождения и воспитания». Свой глубокий патриотизм и любовь к родине Н.И. Пирогов выразил следующими словами: «Люблю Россию, люблю честь родины».

С 1866 г. Пирогов жил и работал в селе Вишня, близ Винницы, выезжая в качестве консультанта на театр военных действий Франко-прусской (1870–1871) и Русско-турецкой (1877–1878) войн. Ныне в селе, которое называется Пирогово, открыт музей-усадьба, где сохранился склеп с забальзамированным телом ученого. Научная, практическая и общественная деятельность Н.И. Пирогова принесла ему мировую славу и выдвинула в число крупнейших представителей европейской медицины середины XIX в. Ученики и почитатели великого хирурга решили учредить общество имени Пирогова, в основу которого легла идея общения врачей всей России на почве научных и общественно-санитарных интересов. Первый съезд Пироговского общества состоялся в Петербурге в 1885 г.

После Пирогова кафедру госпитальной хирургии занял Александр Александрович Китер (1813–1879), который создал блестящую школу хирургов, ставшую хранительницей заветов и продолжательницей дела Н.И. Пирогова. Из школы А.А. Китера вышли такие замечательные врачи, как С.П. Коломнин, Е.И. Богдановский, П.П. Пелехин, В.А. Караваев, Н.А. Вельяминов, П.И. Дьяконов и др.

27 января 1837 г. произошло трагическое для России событие – дуэль и смерть А.С. Пушкина. Около 180 лет не утихают дискуссии, связанные с обвинением врачей, допустивших якобы ошибки при лечении раненого поэта. На самом деле у постели Пушкина находился весь цвет российской хирургии: К.К. Задлер, В.Б. Шольц, И.Т. Спасский, В.И. Даль, Х.Х. Саломон, Н.Ф. Аренд, И.В. Буяльский, Е.И. Андриевский (Н.И. Пирогов в то время находился за границей). Врачи, боровшиеся за жизнь Пушкина, обладали богатым опытом лечения огнестрельных ранений.

Четкого диагноза ранения нет, но на основании вскрытия брюшной полости, которое производил известный судебно-медицинский эксперт И.Т. Спасский, в протоколе записано: «По вскрытии брюшной полости все кишки оказались воспаленными, в одном только месте величиной с грош, тонкие кишки были поражены гангреной. В этой точке, по всей вероятности, кишки были ушиблены пулей. В брюшной полости нашлось не менее фунта черной, запекшейся крови, вероятно, из перебитой бедренной вены. По окружности большого таза, с правой стороны, найдено было множество небольших осколков кости, когда она была раздроблена. По направлению пули надобно заключить, что убитый стоял боком, вполоборота к направлению выстрела… Пуля пробила общие покровы живота в двух дюймах от верхней передней оконечности подвздошной кости… правой стороны, потом шла, скользя по окружности большого таза, сверху вниз, и, встретив сопротивление в крестцовой кости, раздробила ее и засела где-нибудь поблизости. Относительно причины смерти надобно заметить, что, кроме воспаления кишок, существовало и воспалительное поражение больших вен, начиная от перебитой бедренной, а наконец, и сильное поражение оконечностей становой жилы… при раздроблении крестцовой кости»128.

Лечение А.С. Пушкина сводилось к следующему: холодные примочки на живот, холодное питье, экстракт белены с каломелью внутрь, капли настойки опия, «мягчительные» (теплые) припарки на живот, пиявки к животу, касторовое масло.

Пушкин скончался спустя 46 часов и 15 минут после ранения. Практически все это время врачи с помощью всех доступных им средств боролись за его жизнь. Общая картина состояния А.С. Пушкина после ранения выглядела так: шок и большая кровопотеря, тяжелое нервно-психологическое состояние, развитие острого перитонита, что и привело к смерти. Можем ли мы осуждать врачей прошлой эпохи за то, что они не смогли спасти раненого поэта? В их оправдание следует напомнить, что арсенал лекарственных средств был тогда невелик, не существовало переливания крови, никто не знал об асептике и антисептике, наконец, до открытия наркоза оставалось еще десять лет.

В 1937 г., когда отмечалось столетие со дня смерти поэта, выдающийся отечественный хирург Н.Н. Бурденко на основании выводов пушкинской комиссии сделал доклад в Академии наук СССР о ранении А.С. Пушкина, прогнозах, лечении и состоянии медицины того времени. Он отметил, что даже теперь – при наличии машин скорой помощи, функционировании Института скорой помощи им. Н.В. Склифосовского – 60–70 % таких ранений заканчиваются летальным исходом. В начале 80-х гг. XX столетия собиралась еще одна комиссия по поводу ранения Пушкина, которая подтвердила выводы комиссии 1937 г.

При изучении истории медицины того или иного периода очень важно не спешить осуждать предшественников в неумении или нежелании применять те или иные методы лечения, надо всегда достоверно оценивать ситуацию и возможности врачей.

Одновременно с хирургией стало развиваться и акушерство. Как было сказано выше, кафедру повивального искусства в Московском университете в 1790 г. открыл В.М. Рихтер, который воплотил идею клинического преподавания акушерства в России. Первые гинекологические отделения были открыты в Петербурге в 1842 г. В Москве начало хирургическому направлению в гинекологии положил А.А. Китер (1875) - он подготовил первый учебник по гинекологии «Руководство к изучению женских болезней» (1858) и провел первую в России операцию по удалению матки по поводу рака (1842). Большой вклад в развитие оперативной гинекологии и акушерства внес ученик Китера Антон Яковлевич Крассовский (1821-1898), который усовершенствовал технику оперативных вмешательств, разработал показания для наложения акушерских щипцов.

В 1836-1847 гг. Степан Фомич Хотовицкий (1796-1885) первым начал читать полный курс педиатрии, и его по праву можно назвать основоположником научной педиатрии. Первая в России детская больница на 60 коек («Николаевская») начала действовать в Санкт-Петербурге в 1834 г., а в 1842 г. была открыта первая московская больница для детей раннего возраста.

В первой половине XIX в. появляется много печатных работ рядовых русских лекарей. Среди них особого внимания заслуживает книга A.M. Соболева «Дентистика, или Зубное искусство о лечении зубных болезней с приложением детской гигиены».

Алексей Михайлович Соболев (1793–?) родился в семье священнослужителя. Медицинское образование получил в Петербургской академии, по окончании которой был произведен в лекари и направлен в саперный батальон. После 5 лет службы в воинских частях был переведен на госпитальную работу. С 1821 г. работал в госпиталях, а в 1833 г. был зачислен на должность врача медицинской полиции. Прослужив 21 год в должности рядового врача, в 1854 г. ушел в отставку.

В 1829 г. А.М. Соболев опубликовал труд «Дентистика, или Зубное искусство…», в предисловии к которому указал, что дентистика – это один из разделов медицины, тесно связанный с другими медицинскими науками и подчиняющийся тем же законам развития. В задачу дентистики входят профилактика и лечение заболеваний зубов и полости рта. Книга Соболева стала энциклопедией передовых знаний в области зубоврачевания того времени, а сегодня представляет собой библиографическую редкость и хранится в Российской национальной библиотеке в Петербурге. В сочинении представлены все аспекты зубоврачевания: терапия, хирургия, зубопротезирование и ортодонтия, а также освещены вопросы профилактики заболеваний зубов. Также А.М. Соболев высказал мысль о единстве зубочелюстной системы и ее связи с другими частями организма129.

Первая половина XIX в. характеризуется быстрым ростом отечественных медицинских кадров. Согласно «Правилам врачей, фармацевтов, ветеринаров, дантистов и повивальных бабок», утвержденным в 1845 г., медицинские звания в России подразделялись следующим образом:

1) учено-практические (лекарь, доктор медицины, доктор медицины и хирургии);

2) учено-служебные (уездный врач, члены врачебной управы, акушер и оператор, инспектор врачебной управы);

3) специально-практические (дантист, повивальная бабка).

Для получения того или иного звания необходимо было держать соответствующий экзамен. Лекари сдавали экзамены по оперативной хирургии и хирургической анатомии, они должны были знать все большие и малые операции. Кроме того, доктор медицины обязан был написать и защитить диссертацию. Доктор медицины и хирургии публично проводил две сложные операции, оператор - одну сложную операцию. Поэтому многие русские лекари были хорошо знакомы как с челюстно-лицевой хирургией, так и с практическим зубоврачеванием.

Таким образом, еще в первой половине XIX в. было узаконено обязательное выполнение лекарями операций. Лекари имели право лечить все болезни без исключения и производить все операции. Для занятий зубоврачебной практикой они не нуждались в дополнительном дипломе дантиста.

Кроме лекарей – воспитанников госпитальных школ, медико-хирургических академий, университетов – зубоврачебную помощь оказывали подлекари, фельдшеры, зубные врачи (зубные лекари), дантисты и знахари.

Строгого разделения на дантистов и зубных лекарей не существовало. Зубоврачеванию дантисты обучались путем ученичества у таких же неопытных дантистов, в основном за границей. Некоторые из них приобрели специальность в России.

В 1809 г. впервые начинает издаваться «Российский медицинский список», содержащий сведения о специалистах в области медицины, в том числе и зубоврачевания (всего в нем числилось 18 дантистов). Первым в этом списке значится Илья Лузгин, которого, видимо, следует считать одним из первых зубных врачей в России. В 1810 г. были изданы «Правила об экзаменах» медицинских чиновников, которыми было введено звание «зубной лекарь» вместо прежнего – «зубной врач».

В России с начала XIX в. получила распространение практика обучения будущих дантистов путем ученичества. При этом в 1808 г. всем российским медико-хирургическим академиям и университетам была дана возможность принимать экзамены у желающих и присваивать соответствующие медицинские звания, в том числе «зубной лекарь», а с 1810 г. - ученые степени.

За первую половину XIX в. в Санкт-Петербурге выдержали экзамены и получили право на зубоврачебную практику всего 54 человека. Среди них в 1829 г. была одна женщина, полька по происхождению, Мария Назон130.

Главным государственным органом управления медициной в начале XIX в. стал медицинский департамент (в составе Министерства внутренних дел) с существовавшим при нем Медицинским советом как научно-медицинским органом. Создание его было вызвано развитием медицинской науки, необходимостью координировать научные исследования, разрабатывать законопроекты в области медицины.

В середине XIX в. большие успехи были достигнуты в области фундаментальных медицинских наук (анатомия, физиология, патология) и клинических дисциплин (терапия, хирургия). В отечественной патологии, получившей в это время самостоятельное значение как научной, так и учебной дисциплины, широкое признание получил принцип, развивавшийся выдающимися врачами Н.И. Пироговым, А.И. Полуниным, И.В. Варвинским, И.Е. Дядьковским и др., согласно которому понимание явлений здоровья и болезней должно осуществляться на естественно-научной основе. В этот период в русской медицине стали появляться общественные черты, которыми отличалось ее дальнейшее развитие. Впервые с кафедры Московского университета профессор Ф.И. Иноземцев заговорил о русской национальной медицине.

113 Бородино. 1812–1962 : документы, письма, воспоминания / под. ред. Л.Г. Бескровного, Г.П. Мещерякова. - М. : Советская Россия, 1962. - С. 225.

114 Российский Д.М. Медицинский факультет Московского университета в дни Отечественной войны 1812 года // Клиническая медицина. - 1953. - № 2. - С. 265.

115 Нестеренко А.И. «Так было в дни Бородина…» // Медицинский работник. - 1962. - № 7. - С. 223, 235.

116 Цит. по Кузьмин А.А. Некоторый опыт лечения раненых в Отечественной войне 1812 г. // Вестник Военного университета. - 2011. - № 1 (25). - С. 158.

117 Там же. С. 160.

118 Шойфет М.С. 100 великих врачей. - М. : Вече, 2004. - 525 с.

119 Дядьковский И.Е. Сочинения. - М. : Медгиз, 1954. - С. 77.

120 Оборин Н.А. И.Ф. Буш: к 200-летию со дня рождения // Клиническая хирургия. - 1971. - № 12. - С. 58.

121 Маргорин Е.М. Илья Буяльский. - Ленинград : Медгиз, 1948. -120 с.

122 Бертенсон И.В. Н.И. Пирогов : очерк его общественной деятельности как профессора, врача-хирурга, писателя и педагога с 24-го мая 1831 г. по 24-ое мая 1881 г. - СПб. : Риккер, 1881. - 45 с.

123 Петров Б.Д. От Гиппократа до Семашко: преемственность идей. - М. : Медицина, 1990. - 165 с.

124 Пирогов Н.И. Начала общей военно-полевой хирургии. - М. : Медгиз, 1941. - Т. 1. - С. 1-2.

125 Никитенко А.В. Записки в дневнике. - СПб., 1904. - Т. 1. - С. 629.

126 Колокол. - 1861. - № 100 (1 июля 1861 г.).

127 Павлов И.П. Полное собрание сочинений. - М. [и др.] : Издательство Академии наук СССР, 1951. - 2-е изд., доп. - Т. III. - Кн. 2. - С. 77.

128 Записки В.И. Даля о смерти А.С. Пушкина // Пушкин и его современники: материалы и исследования. - Пг., 1916. - Вып. 25/27. - С. 64-71.

129 Соболев А. Дентистика, или зубное искусство о лечении зубных болезней с приложением детской гигиены, излагающей правила, как должно содержать детей с самого их рождения, дабы чрез то соблюсти их здоровье и предохранить зубы от порчи. - СПб. : Типография А. Смирдина, 1829. - 223 с.

129 Ермолаева Е.В., Павлова Л.А., Дорфман С.В. Развитие стоматологического образования в России // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2016. - Т. 6. - № 1. - С. 164-166.

Дополнительные материалы к лекции