Российский университет медицины

Проект кафедры истории медицины Российского университета медицины

Тема 11

Медицина в России XVIII век

«Великий Петр решил создать свою русскую больницу, которая была бы не только местом врачевания, но и первой школой для русских врачей»…

Назад к темам

История медицины

Свод лекций

Лекция 11

МЕДИЦИНА В РОССИИ В XVIII ВЕКЕ

Конец XVII – начало XVIII столетия – время больших перемен в России, сказавшихся на всех областях жизни страны: экономике, политике, культуре. Эпоха правления Петра I явилась поистине переломным периодом в истории России, периодом европеизации страны. Развитие феодального общества в России в XVIII в. характеризовалось господством крепостничества, ростом товарного производства, дальнейшим укреплением централизованного феодального государства. Прогрессивную роль в развитии производительных сил и национальной культуры в России, в укреплении государства сыграли реформы, проведенные Петром I. По словам Г.В. Плеханова, царствование Петра I «…было одной из тех совершенно неизбежных в процессе социального развития эпох, когда постепенно накопляющиеся количественные изменения превращаются в качественные. Такое превращение всегда совершается посредством скачков».

В стране достиг своего расцвета торговый капитал, начала развиваться отечественная промышленность, сооружались казенные заводы, прокладывались дороги и каналы, возникали города, формировалась регулярная армия, строился морской флот, создавались условия для развития промышленности и торговли, для ликвидации технической и военной отсталости крепостнической России. В связи с этим возникла острая необходимость в подготовке ученых, значительного числа инженеров, учителей, специалистов, способных обеспечить решение задач, стоявших перед промышленностью, армией, торговлей.

С XVII в. в недрах феодально-крепостнического строя в России зарождались капиталистические отношения, рос и возвышался новый, буржуазный слой общества - купечество, формировался всероссийский рынок. Феодальное государство отстаивало интересы господствующего класса, превращая свободных крестьян в крепостных. Укрепление российского государства приводило к усилению крепостнического гнета, следствием чего было широкое развитие антикрепостнического движения (восстания С. Разина, Е. Пугачева и др.). Процесс экономического развития России в XVIII в. сопровождался подъемом культуры, науки и искусства. Антифеодальные выступления, прежде всего крестьянские восстания XVII и XVIII вв., дали сильный толчок развитию в России прогрессивной общественной мысли.

Передовые мыслители России XVII, особенно XVIII в., стремились обосновать необходимость распространения просвещения и свободного развития научных знаний, вывести науку из-под опеки церкви, привлечь внимание ученых к изучению естественных наук. Лучшие представители философии и естествознания обращались к опыту, к наблюдению над явлениями природы, стремились к практическому применению научных знаний. Во второй половине XVIII в. происходила борьба материалистических идей с метафизическими, носившая классовый характер.

В реформах Петра I значительное место уделялось медицинскому делу. Бывая за границей и знакомясь с постановкой медицинского дела в разных странах, Петр I пришел к мысли о необходимости коренной реорганизации здравоохранения в России. Острая потребность в большом количестве врачей для нужд армии, служилого дворянства, купечества побудила к открытию постоянных сухопутных и морских госпиталей. Важнейшим шагом в этом направлении стало открытие в 1707 г. Московского госпиталя. В статье «Московского листка» (от 18 ноября 1907 г.), посвященной 200-летию этого события, говорилось: «До этого времени все на Руси – от холопа, до думного боярина включительно – лечились только у знахарей, а наезжавшие временами иностранные врачи пользовались некоторым вниманием только при царском дворе, да и тут к ним относились большей частью с недоверием и подозрительностью. Сознавая, что подобное отношение к заморским врачам явилось результатом не только недоверия темных масс к наукам, но и следствием иностранного происхождения врачей, Великий Петр решил создать свою русскую больницу, которая была бы не только местом врачевания, но и первой школой для русских врачей» 96.

Именной указ Петра I от 25 мая (5 июня) 1706 г. определил госпиталю место «за рекою Яузою, против Немецкой слободы в пристойном для болящих людей месте». До 1710 г. это было единственное в России государственное стационарное лечебное учреждение, а до 1763 г. – единственное лечебное учреждение Москвы. Лечебница была деревянная, располагалась в нескольких двухэтажных флигелях и содержалась вначале на средства монастырского приказа, а с 1755 г. финансировалась военным ведомством.

Позднее были созданы госпитали для увечных солдат в Петербурге, Кронштадте, Ревеле, Киеве и Екатеринбурге. Представители многих стран отмечали хорошую организацию лечебного дела в российских медицинских учреждениях. Так, Доминик Жан Ларрей, лейб-медик Наполеона I, прошедший с ним всю Европу, писал, что в России «госпитали достойны самой цивилизованной нации на свете…». Большой военный госпиталь в Москве, уверял он, «один из наилучше построенных, из самых обширных и самых прекрасных из всех, какие я когда-либо видел».

Успех дела, начатого Петром I, красноречиво характеризуется самым верным показателем благополучия (или неблагополучия) здравоохранения – динамикой численности населения. В течение XVII в. на территории России проживало около 13–14 млн человек. К концу XVIII в. численность российского населения достигла 29 млн без учета прироста народонаселения за счет присоединения земель (с учетом – 37 млн человек).

В подготовке врачебных кадров и развитии медицины в России в XVIII столетии большую роль сыграли госпитальные школы (1707), открытые на базе госпиталей, медико-хирургические училища (1786), медицинский факультет Московского университета (1764), Медико-хирургические академии (1798–1799).

Первая госпитальная школа была открыта при постоянном сухопутном госпитале в Москве (1707), и в течение 26 лет (1706–1733) оставалась единственным в России медицинским учебным заведением. «Это был первообраз русского, не существовавшего еще университета, правда, с одним медицинским факультетом», – писал врач и историограф госпиталя А.Н. Алелеков97. Только в 1733 г. по ее образцу были открыты аналогичные школы при Петербургских сухопутном и адмиралтейском госпиталях, а также при Кронштадтском морском госпитале. Понятно, что госпитальные школы были приспособлены главным образом к военным нуждам.

Характерными особенностями госпитальных школ XVIII в. были высокий общеобразовательный уровень учащихся, приходивших из учебных заведений духовного ведомства; знание латинского языка, философии, трудов греческих и римских авторов; демократическое происхождение слушателей.

Руководителем школы назначили Николая Ламбертовича Бидлоо (1670–1735), голландца по происхождению, ученика Г. Бургаве, племянника анатома Г. Бидлоо, атласом которого пользовался сам Петр I. Позднее такие школы были открыты на базе других госпиталей.

После прохождения общеобразовательной подготовки (Cлавяно-греко-латинская академия или духовное училище), для получения звания лекаря в госпитальной школе необходимо было учиться 5–7, а иногда и 11 лет. В программу преподавания были включены как теоретические, так и практические медицинские дисциплины в большем объеме, чем на медицинских факультетах иностранных университетов. Через 3 года после сдачи экзаменов ученику присваивалось звание подлекаря (среднее между врачом и фельдшером), а по окончании седьмого года – лекаря. Учащиеся госпитальных школ изучали анатомию, физиологию, оперативную хирургию, фармакологию, судебную медицину, неврологию, зубоврачевание с челюстно-лицевой хирургией и травматологией.

Обучение проводилось у постели больного, в больничных палатах. Во время занятий практиковались клинические обходы, совершаемые врачом в сопровождении учащихся, с осмотром и опросом больных98.

Преподаватели госпитальных школ внедряли принципы клинического медицинского образования, сформулированные голландским ученым Германом Бургаве (Boerhaave, 1668-1738): 1) воспитание врача у постели больного; 2) обучение терапии и хирургии; 3) изучение анатомии, физики, химии как теоретической базы врачебного образования.

Открывшаяся госпитальная школа совершенно не имела учебных пособий, не было, например, ни одного полного скелета кости для обучения остеологии. Анатомию преподавали по атласу, привезенному Бидлоо из Голландии. Изучение аптекарской науки происходило в «аптекарских огородах», где ученики знакомились с приготовлением галеновых препаратов. Учиться было тяжело, денег на жизнь не хватало, учебные книги являлись редкостью, поэтому некоторых приходилось силой заставлять учиться. Тем не менее Бидлоо никогда не прибегал к телесным наказаниям учащихся.

В 1710 г. Н.Л. Бидлоо написал «Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре» на латинском языке, содержавшее сведения по общей хирургии, а также описания челюстно-лицевых операций. Со временем обучение в школе стали проводить по «Наставлению» Бидлоо, были подготовлены анатомические препараты с различной патологией, инструменты для проведения операций.

Хирургию преподавал сам Бидлоо, десмургию и аптекарскую науку – его помощник. Операции производились как на живых людях в госпитале, так и на трупах в анатомическом театре. Нередко делалось «черепосверление», то есть трепанация черепа. Единственным источником знаний для учеников были продиктованные преподавателями лекции («лекционы»). В 1754 г. из Лейдена были выписаны книги Везалия, Бургаве и других авторов, ставшие основой публичной медицинской библиотеки, в которой собирались книги и диссертации на медицинские темы.

Выпуская первую группу молодых врачей в 1712 г., Н. Бидлоо писал Петру I: «Я лучших из сих студентов… рекомендовать не стыжусь, ибо они не только имеют знание одной или другой болезни, которая на теле приключается и к чину хирурга подлежит, но и генеральное искусство о всех тех болезнях, от главы даже до ног, с подлинным и обыкновенным обучением како их лечить, такожде они приключающиеся язвы завязывати, и по оным завязывание сочинять… зело успешно научились». К чести Бидлоо следует отметить, что он преданно служил интересам России, решительно преодолевая противодействие врачей-иностранцев99.

Главный хирург Санкт-Петербургского адмиралтейского госпиталя Мартын Иванович Шеин (1712–1762) сыграл значительную роль в развитии отечественной анатомии и хирургии. Он составил первый отечественный атлас по анатомии, перевел с латинского языка на русский «Основательные наставления хирургические» (1761) Захария Платнера. Занимаясь переводами на русский язык анатомических и медицинских терминов, М.И. Шеин заложил основы русской научной медицинской терминологии.

Достойным преемником Николая Бидлоо следует считать Константина Ивановича Щепина (1728–1770), преподававшего в Московском генеральном госпитале анатомию, физиологию, хирургию, фармакологию и ботанику на русском языке. Ученый настаивал на необходимости наглядного и практического преподавания, изложил основы анатомии на русском языке в сочинении «Об анатомии вообще» и преподавал ее с демонстрацией трупов.

Некоторые из выпускников госпитальных школ стали в них преподавателями, 89 из них защитили докторские диссертации в университетах Европы и 26 – в России (в медицинской коллегии и Московском университете). Тем не менее дефицит врачебных кадров был полностью ликвидирован только к 1830 г.

В 1786 г. госпитальные школы были преобразованы в медико-хирургические училища – Московское, Санкт-Петербургское, Кронштадтское, а в 1798 г. на базе первых двух открылись медико-хирургические академии в Москве и Санкт-Петербурге.

Известно, что Петр I был членом Парижской академии наук, имел обширные знания в области техники. В 1718 г. он открыл «Мастеровую избу лекарских инструментов», так называемую инструментальную избу для изготовления хирургических инструментов. Император интересовался естественными науками, медициной, понимал их огромное значение для развития государства. В 1714 г. Петр I узаконил обязательное вскрытие мертвых тел в случае насильственной смерти, положив начало организации судебно-медицинской службы в России. В 1717 г. приобрел анатомическую коллекцию голландского ученого Рёйса, положив тем самым начало первому русскому музею – Кунсткамере.

Историк В.О. Ключевский писал: «Успехи в рукомесле поселили в нем большую уверенность в ловкости своей руки, он считал себя опытным хирургом и хорошим зубным врачом. Он в совершенстве знал 14 ремесел. Одним из 14 ремесел было врачевание»100. Петр I умел перевязывать раны, производить некоторые хирургические операции: пункцию живота, кровопускание и «…со временем приобрел он в том столько навыку, что весьма искусно умел анатомировать тело, пускать кровь, вырывал зубы и делал то с великою охотою»101.

Петр I владел техникой удаления зубов и нередко применял ее на практике. Иоганн фон Фельтен, приближенный императора, вспоминал, что в карманах камзола Петр Алексеевич «носил обыкновенно с собой… как математическую готовальню с карандашом, циркулем и масштабом для корабельных и других строений, так и лекарскую, в которой всегда была пара ланцетов и шнепер для кровопускания… анатомический ножик, инструмент, называемый «пеликан», и клещи для выдергивания зубов, лопатка, ножницы, щуп, катетер и прочие для всякого случая»102.

В Кунсткамере хранится «Реестр зубам, дерганым императором Петром I». В коллекции содержится 64 зуба, удаленных лично Петром I, причем большинство из них относится к молярам, то есть к группе трудноудаляемых зубов. Даже у зубов с искривленными корнями переломов не отмечено, что свидетельствует о хорошем владении Петра I техникой удаления и знании анатомии. Свои медицинские познания и навыки российский государь значительно расширил и усовершенствовал за границей в составе Великого посольства (с марта 1697 по сентябрь 1698 г.). Перед путешествием Петр I вырезал печать с надписью: «Аз бо есмь в чину мя требую» («Я ученик и ищу себе учителей»). В поездках и военных походах при нем всегда была походная аптечка, которую он использовал не столько для себя, сколько для окружавших его людей (особенно воинов).

Зубоврачеванием в России занимались дантисты, цирюльники, знахари и выпускники госпитальных школ. В 1710 г. в России было введено звание «зубной врач». Дантисты обучались путем ученичества, а чтобы получить звание зубного врача, им необходимо было сдать экзамен в Медицинской канцелярии, позднее – в Университете или Медико-хирургической академии. Цирюльники, в основном малообразованные иностранцы, приезжали в Россию не для оказания помощи простым больным людям, а для легкого заработка.

Реформы Петра I в области оказания лечебной помощи населению были направлены на дальнейшее совершенствование управления медицинской помощью и создание материальной базы для медицинских учреждений.

Вместо Аптекарского приказа в 1716 г. была создана Медицинская канцелярия, руководить которой стал врач в должности архиатра, и с этих пор медицина стала достоянием более широких слоев населения. В функции архиатра входило управление всей медицинской частью в стране, наем на должности и увольнение, выплата жалованья врачам и аптекарям, надзор за госпиталями, аптеками и медицинскими школами, а также борьба с эпидемиями. Первым архиатром стал шотландец Роберт Эрскин (Арескин) – врач, прибывший в Россию в 1706 г. и сумевший усовершенствовать медицинское дело в стране. После Эрскина эту должность занимал Иоганн Блюментрост, который продолжил начатые Петром I реформы в медицинском деле. При преемниках Петра развернулось соперничество между так называемой русской партией, желавшей стране научного прогресса, и немецкой, стремившейся подчинить себе российскую науку. После отставки Блюментроста архиатром стал Иоганн Фишер – врач, талантливый администратор, много сделавший для поднятия медицинского образования в России. Прежде всего, поддержал Московскую медицинскую школу от распада, под угрозой которого она оказалась после смерти Бидлоо, поскольку после войны и эпидемии чумы в 1738 г. московские госпитали лишились почти всех своих преподавателей. Другой заботой Фишера была организация медицинской полиции, в функции которой входили охрана народного здоровья и освидетельствование живых лиц. Когда у власти стала русская партия, Фишера отстранили от дел и архиатром стал ставленник французского посла Герман Лесток. По его собственному признанию, он ничего не смыслил в медицине и управлении, поэтому набрал себе опытных помощников.

Одним из них был Павел Захарович Кондоиди (1710–1760). Вступив в должность главного директора Медицинской канцелярии, он позаботился о приведении в порядок госпитальных школ: отменил телесные наказания учеников, выписал из-за границы профессоров, устроил медицинскую библиотеку. Кондоиди ввел обязательное вскрытие трупов умерших для определения причин смерти, учредил акушерские курсы в Петербурге и Москве, организовал карантины на юге страны, обеспечил снабжение госпиталей лекарствами и вообще был реформатором всего отечественного медицинского законодательства. Его деятельность оставила глубокий след в становлении российской медицины.

В 1725 г. в Петербурге была открыта Академия наук, а в 1726 г. – академическая гимназия и университет, который просуществовал недолго, поскольку россиян, способных учиться на иностранном языке, было не так много. Первым президентом академии стал Лаврентий Блюментрост, а первым российским академиком – М.В. Ломоносов. В 1755 г. благодаря стараниям М.В. Ломоносова и графа И.И. Шувалова был открыт Московский университет. Еще в 1748 г. Ломоносов писал: «Думаю, что в университете неотменно должно быть трем факультетам – юридическому, медицинскому и философскому».

В 1763 г. Медицинская канцелярия была преобразована в Медицинскую коллегию, которая с 1764 г. получила право присваивать врачам степень доктора медицины. Медицинская коллегия представляла собой коллегиальное учреждение с президентом во главе. Первым президентом Медицинской коллегии стал барон Александр Иванович Черкасов, который, не будучи врачом, страстно любил медицину и следил за ее развитием. Черкасов содействовал введению оспопрививания в России. В 1764 г. в Московском университете при содействии А.И. Черкасова был открыт медицинский факультет с тремя кафедрами: химии, натуральной истории и анатомии с медицинской практикой. В 1791 г. Московский университет также получил право присвоения ученой степени доктора медицины. Первую диссертацию в 1794 г. в Московском университете защитил Фома Иванович Барсук-Моисеев (1786–1811)103.

В 1803 г. Центральное медицинское управление разделилось на отдельные ведомства (дворцовая, военная, гражданская, морская медицины). Одновременно при Министерстве внутренних дел был организован Медицинский департамент, а позднее Медицинский совет, высшее врачебно-ученое учреждение для рассмотрения вопросов охраны народного здоровья, врачевания и экспертизы.

Возникновение научной системы материалистической философии связано с именем Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765). По окончании Славяно-греко-латинской академии в Москве в 1736 г. был принят студентом в университет Академии наук (Санкт-Петербург). Для продолжения образования направлен в Германию, где в университете Марбурга изучал металлургию, механику, философию, физику, во Фрайберге – горное дело. В 1741 г. назначен профессором по кафедре химии в Академии наук, где организовал первую в России химическую лабораторию (1748).

Ученый оставил множество работ по вопросам физики и химии: развил корпускулярную теорию, предложил механическую теорию теплоты, теорию строения газов, атомно-молекулярную теорию. Ломоносов справедливо считается отцом физической химии. Развив учение об атомах и их движении, он открыл и научно доказал закон постоянства вещества и движения, положив его в основу всеобщего закона природы и сделал из него многие естественно-научные и философские выводы. Его научные исследования оказали большое влияние на развитие отечественной медицины, благодаря чему этот процесс в России проходил в русле материалистического понимания сущности жизни, появления и течения болезни, ее лечения и предупреждения. Ученый всячески содействовал повышению культуры народа, подготовке большого числа медицинских кадров, открытию больниц, аптек, медицинских учебных заведений и др.

Для истории медицины представляет интерес письмо, написанное М.В. Ломоносовым в 1761 г. графу И.И. Шувалову «О размножении и сохранении российского народа», в котором ученый выступает как государственный деятель, проявляя озабоченность по поводу высокой детской смертности, низкой рождаемости, плохой помощи при родах, высокой заболеваемости детей и взрослых, отсутствия медицинской помощи населению, нехватки врачей и больниц.

«Требуется, – писал он, – довольное число докторов, лекарей и аптек, удовольствованных лекарствами, чего не только нет и сотой доли, и от такого непризрения, многие, кои могли бы жить, умирают».

Выдающиеся открытия и смелые теоретические обобщения М.В. Ломоносова в естествознании были могучим идейным источником материалистического мировоззрения как во второй половине XVIII в., так и в последующие периоды. Подчеркивая значение химии для медицины, он писал: «Медик без довольного познания химии совершенен быть не может»104. Только благодаря химии можно понять физиологические функции человеческого организма, а также их нарушения в виде тех или иных болезней. М.В. Ломоносов был многогранным ученым, оставившим яркий след во многих отраслях науки, на основе которых развивалась современная фармация и медицина.

Последователем М.В. Ломоносова в деле естественно-исторического познания закономерностей природы был Данила Самойлович Самойлович (1744–1805). В 1767 г. он окончил госпитальную школу в Петербурге, с 1776 г. в Страсбурге и Лейдене слушал курс лекций на медицинском факультете, в 1780 г. получил степень доктора медицины. Отказавшись от умозрительных выводов, ученый опытным путем изучал чуму, пытаясь с помощью микроскопа решить вопрос о возбудителе инфекции. Самойлович установил пути передачи чумы, описал клинику болезни, проверяя свои наблюдения и предположения патологоанатомическими вскрытиями. Ученый усовершенствовал методы лечения и предупреждения заболевания и создал систему противоэпидемических мероприятий, оптимистически утверждая, что можно пресечь распространение эпидемии, наметив способы борьбы с ней.

По аналогии с оспенной вариоляцией, которая с 1768 г. была заменена на вакцинацию, он предложил проводить аналогичные предохранительные прививки медицинским работникам, обслуживающим чумные больницы. В изучение чумы Самойлович внес много нового, доказывая ее контагиозность, установил скрытый период заболевания (до 16 дней) и указал пути распознавания болезни. В 1771–1776 гг. вместе с другими медиками под руководством врача-организатора борьбы с эпидемией чумы А.Ф. Шафонского (1740–1811) «поборол» моровое поветрие (чуму) в Москве. Работы Самойловича по проблемам чумы поставили его в число крупнейших деятелей в истории эпидемиологии. В конце жизни ученый писал: «Во всю жизнь нет ничего для меня вожделеннее, как способствовать общественному благу, и сие мое рвение есть обязывающий меня долг воздавать своему отечеству»105. Заслуги Д.С. Самойловича были отмечены избранием его почетным членом ряда академий и научных обществ во Франции, Италии, Германии и др. Для передовых русских врачей XVIII в. было характерно стремление увязать медицину с достижениями естествознания: физики, химии, ботаники.

Одним из выдающихся русских врачей XVIII в. был Семен Герасимович Зыбелин (1735–1802). Окончив Славяно-греко-латинскую академию, он в числе лучших ее воспитанников в 1755 г. был рекомендован для зачисления в состав студентов Московского университета.

В течение трех лет Зыбелин изучал в университете общеобразовательные предметы: философию, словесность, историю, физику, логику, метафизику. В 1758 г. был отправлен в Санкт-Петербург, в университет Академии наук, где занимался под непосредственным руководством М.В. Ломоносова, материалистические взгляды которого оказали огромное влияние на Зыбелина.

В 1759 г. С.Г. Зыбелин выехал за границу, в Лейдене (Голландия) защитил диссертацию на степень доктора медицины на тему «О естественных целебных мылах, добываемых из трех царств природы».

Вернувшись в 1765 г. на родину, был утвержден в должности профессора Московского университета на медицинском факультете, где проработал 36 лет, преподавал теоретическую и практическую медицину, анатомию, хирургию, химию. С 1768 г. одним из первых в России стал читать лекции на русском языке с показом экспериментов (курсы физиологии и патологии).

Свои работы ученый посвящал важнейшим проблемам медицины: причинам возникновения болезни; «сложению» (телосложению) человека и его роли в профилактике, течении и лечении заболеваний; требованиям к воспитанию и сохранению здоровья людей. Во взглядах Зыбелина отра-зился его материалистический подход к пониманию здоровья и болезни, нашли развитие, применительно к медицине, философские и научные воззрения на сущность природы М.В. Ломоносова.

Как и его учитель, Зыбелин считал, что в основе знаний должны лежать наблюдения и опыт. Ученый указывал на материалистический характер процессов, протекающих в организме, на единство человека с окружающей средой. В предупреждении болезней он придавал большое значение воспитанию человека, привитию с детства рациональных привычек здорового образа жизни, разумного поведения. Много внимания Зыбелин уделял вопросам гигиены жилища, грудному вскармливанию детей и уходу за ними, развитию их умственных способностей. Как врач-терапевт, он провозглашал принцип индивидуализированного лечения, основу которого составляло утверждение: «…Каждый человек имеет свое особливое, присущее ему сложение»106. Главной причиной заболеваний Зыбелин считал влияние на организм человека неблагоприятных условий внешней и внутренней среды.

Выдающимся врачом-акушером XVIII в. был Нестор Максимович Максимович-Амбодик (1744–1812). Медицинское образование он получил в госпитальной школе в Санкт-Петербурге, затем в Страсбургском университете, где в 1775 г. защитил докторскую диссертацию. В 1776–1779 гг. Максимович-Амбодик вел практическую и преподавательскую работу в Петербургском адмиралтейском госпитале, затем в течение двух лет в Кронштадтском госпитале преподавал физиологию, хирургию и фармакологию. С 1781 по 1800 г. работал в повивальном доме, где обучал повивальных бабок. В 1784–1786 гг. ученый опубликовал на русском языке первое научное руководство по акушерству «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле», которое по полноте охвата, научности, современности и оригинальности материала считалось лучшим пособием для врачей и акушерок вплоть до середины XIX столетия.

В руководстве большое внимание уделялось уходу за детьми раннего возраста, их содержанию и воспитанию, детскому зубоврачеванию. Давались рациональные советы о преимуществах вскармливания младенцев материнским молоком, свежеприготовленными кашами, рекомендовалось проветривание помещений и др.

Значительное место отводилось описанию таких заболеваний, как молочница, заячья губа, дефекты уздечки языка. Автор подробно рассматривал вопросы прорезывания и выпадения молочных зубов. Достаточно полно были освещены вопросы питания женщин во время беременности, болезни зубов и полости рта в период вынашивания ребенка (кариес, пульпиты, заболевания десен и др.)..

Максимович-Амбодик на практике применил акушерские щипцы, серебряный женский катетер, ввел акушерский фантом (муляж нижней половины туловища женщины с родовыми путями и плодом) для изучения механизма родов и обучения технике акушерских манипуляций и операций.

Благодаря Максимовичу-Амбодику улучшилось обеспечение учащихся госпитальных школ русскими учебными руководствами. Значительную роль он сыграл в разработке медицинской терминологии. Среди его трудов имеется большое количество словарей по различным разделам медицины, ботаники, учебных руководств по физиологии, акушерству, зубоврачеванию.

Макимович-Амбодик перевел с немецкого языка учебник И.Ф. Шрейбера «Руководство к познанию и врачеванию болезней человеческих наружных и внутренних» (1781), в котором затрагивались вопросы распространения цинги и ее проявлений в полости рта, врожденные аномалии полости рта, расщелины твердого нёба. Еще один перевод – книга И.И. Пленка «Врачебное наставление о любострастных болезнях» (1790), посвященная сифилису, в том числе клинике, диагностике и лечению проявлений сифилиса в полости рта107.

1797 г. в Петербурге были открыты родильный госпиталь на 20 коек, а при нем - повивальная школа. С 1798 г. акушерство стали преподавать на самостоятельной кафедре Московской медико-хирургической академии, первым профессором кафедры стал Г. Фрезе. Первым профессором акушерства в Петербургской медико-хирургической академии был И. Конради. С 1790 г. кафедру повивального искусства в Московском университете возглавил Вильгельм Михайлович Рихтер (1767-1822), который считается родоначальником клинического преподавания акушерства в России.

В этот период русские врачи продолжают изучать заболевания, которые разрушают здоровье человека.

В 1786 г. выдающийся деятель отечественной медицины Андрей Григорьевич Бахерахт (1724–1806) издал монографию «Практические рассуждения о цинготной болезни», в которой показал значение алиментарного фактора в этиологии цинги, описал клинические проявления заболевания. В качестве лечения он предлагал хирургическое иссечение десен, полоскание полости рта отваром сосновых шишек, употребление лимонного и апельсинового сока. На основании работ Бахерахта было подготовлено наставление по профилактике цинги на флоте, которое предусматривало медицинские осмотры моряков перед выходом в море.

Александр Михайлович Шумлянский (1748–1795) – врач, один из основателей микроскопической анатомии в России. В 1776 г. окончил госпитальную школу при Петербургском адмиралтейском госпитале, а в 1782 г. – медицинский факультет Страсбургского университета, после окончания которого защитил диссертацию «О строении почек». В этой работе он на 60 лет раньше В. Боумена описал особенности гистологического строения почки: извитые канальца, сосудистые клубочки, капсулу, окружающую клубочек (капсула Шумлянского – Боумена). Также ученый предложил оригинальный метод инъекции мочевых канальцев и кровеносных сосудов почек.

В 1785–1786 гг. Шумлянский изучал за границей организацию системы медицинского образования, а по возвращении на родину преподавал терапию, акушерство и патологическую анатомию в Московском медико-хирургическом училище в Москве. Принимал активное участие в разработке проекта преобразования госпитальных школ в медико-хирургические училища.

Помимо лекарей, которые имели высшее медицинское образование, в России готовились кадры среднего медицинского персонала – фельдшеры и цирюльники. Фельдшеры обучались в фельдшерских школах (с 1741 г.), цирюльников готовили путем ученичества у полковых лекарей, а также в госпиталях и больницах. Сдав экзамен, цирюльник должен был уметь производить операции малой хирургии (в том числе удаление зубов).

В годы царствования Екатерины II создается несколько крупных больниц для гражданского населения: в Москве – Павловская (1763) Лекция 11. Медицина в России в XVIII веке и Старо-Екатерининская (1776), в Петербурге – Калинкинская (1762) и Обуховская (1779). Количество коек в больницах было невелико, однако на лечение принимали и неимущих граждан. В 1775 г. были образованы Приказы общественного призрения, в ведение которых передавались гражданские больницы. Первая гражданская больница на 400 мест открылась в Петербурге в 1784 г. Таким образом решался важный внутриполитический вопрос – создание государственной системы оказания медицинской помощи гражданскому населению России.

В 1775 г. в России была введена двухуровневая система административного деления: губернии и уезды. В каждой из 50 губерний при губернаторе учреждался Приказ общественного призрения, на который возлагалась обязанность открытия и содержания воспитательных и сиротских домов, городских начальных школ, богаделен, работных домов «для праздношатающихся», смирительных домов и др.

В Москве и Петербурге были открыты воспитательные дома – прообразы учреждений по охране материнства и младенчества. Кроме того, создавались губернские врачебные управы, вводились должности уездных лекарей, производился учет рождаемости и смертности. Вскрытия умерших стали обязательными, принимались меры по санитарному надзору за пищевыми продуктами, торговлей лекарствами в аптеках и др.

Приказы общественного призрения стали первыми в России государственными органами, наделенными социальными функциями.

В России XVIII столетие стало периодом бурного развития медицинской науки. Среди врачей, которые способствовали утверждению материалистических, естественно-научных представлений об организме человека, о функциях его органов, о сущности патологических процессов, их течении, лечении, исходе и развернули борьбу с идеалистическими понятиями, проникавшими из Западной Европы, были такие корифеи отечественной медицины, как Н.Л. Бидлоо, К.И. Щепин, С.Г. Зыбелин, Д.С. Самойлович, Н.М. Максимович-Амбодик, А.М. Шумлянский и др.

96 История военной медицины России : в 3 т. - СПб. : ВМедА, 2002. - Т. 1. VII-XVII вв.

97 Научно-историческая конференция, посвященная 290-летию со дня основания Главного военного клинического госпиталя им. Н.Н. Бурденко : сборник трудов. - М. : ГВКГ им. Н.Н. Бурденко, 1998. - С. 3.

98 Чистович Я.А. История первых медицинских школ в России. - СПб. : Типография Якова Трея, 1883. - С. 42-82.

98 Крайнюков П.Е., Симоненко В.Б., Абашин В.Г. Н.Л. Бидлоо - директор Московской госпитальной школы. К 310-летию первого российского учебника хирургии (военно-полевой хирургии) // Клиническая медицина - 2020. -Т. 98. - № 4. - С. 315-319.

100 Научно-историческая конференция, посвященная 290-летию со дня основания Главного военного клинического госпиталя им. Н.Н. Бурденко : сб. трудов. - М. : ГВКГ им. Н.Н. Бурденко, 1998. - С. 5.

101 Голиков И.И. История деяний Петра Великого (и дополнения к ним). - М., 1788–1789, 1790-1797.

102 Самойлов В.О. Петр Первый и российская медицина : актовая речь, посвященная 300-летию со дня открытия Главного военного клинического госпиталя им. академика Н.Н. Бурденко. - М., 2008. - С. 10.

103 Сточик А.М., Затравкин С.Н. Медицинский факультет Московского университета в XVIII веке. - 2-е изд., доп. - М. : Шико, 2000. - 464 с.

104 Ломоносов М.В. Избранные философские произведения. - М. : Госполитиздат, 1950. - С. 170.

105 Бородий Н.К. Д.С. Самойлович. - М. : Медицина, 1985. - 97 с. - (Научно-популярная медицинская литература. Выдающиеся деятели отечественной медицины и здравоохранения).

106 Белов С.И. Выдающийся деятель отечественной медицины С. Г. Зыбелин // Советская медицина. - 1986. - № 5. - С. 113-121.

107 Мирский М.Б., Бруенок А.В. Максимович-Амбодик // Большая российская энциклопедия 2004–2007. - URL: https://old.bigenc.ru/medicine/text/2167665 (дата обращения ДД.ММ.ГГГГ).

Дополнительные материалы к лекции