Проект кафедры истории медицины Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова

Тема семинара:

Медицина в эпоху феодализма в Pоссии. Медицина в Киевской Руси (IX-XIII вв.) и Московском государстве (XV-XVII вв.).

 

Начало русской культуры лежит в глубоком самостоя­тельном развитии восточнославянских народностей, начиная с антских племен (VI в.) и походов славянских племен на Византию. Культура, созданная в VI веке антскими племенами, послужила основой для богатой и яркой культуры Киевской Руси. Высокая культура Киевского государства, видное место этого государства в международных отношениях явились итогом многовековой истории славянских племен, существовавших до IX века.

Во второй половине IX в. восточные славяне объединились в могучее феодальное государство – Киевскую Русь, игравшее выдающуюся роль в политической и культурной жизни Европы того времени. Киевская Русь включала в себя государства Славию, которое возникло на Новгородской земле, и Куявию - на Киевской земле. Феодальный общественный строй в Киевской Руси развился непосредственно из общинного родового строя, минуя развитые рабовладельческие отношения. Ремесло отделялось от сельского хозяйства, возникали и росли города – ремесленные и торговые центры, распадались общины, выделялась богатая, организованная в дружины верхушка – князья, бояре, эксплуатирующая закабаленных и зависимых людей. Общество распалось на классы. Появились феодальные отношения, феодальная форма господства и подчинения. В этот период совершалось превращение свободных крестьян-общинников, ранее плативших дань князьям, в подневольных крестьян, подчиненных власти князей-феодалов. В Киевской Руси возникли и стали развиваться феодальные государство и право, формировались политические взгляды господствующего класса. Важной составной частью феодальной надстройки в конце X-XI вв. было христианство (988). Введение христианства на Руси исторически было прогрессивным явлением, способствующим установлению и развитию экономических и культурных связей Киевской Руси с Византией и другими европейскими государствами. Вместе с христианством, пришедшим на Русь более 1000 лет назад, мы унаследовали высокие духовно-нравственные ценности, которые проявлялись в милосердии, сострадании, в служении ближнему.

Христианство приняло врачевание под свое непосредственное покровительство. Уже в X веке на Руси распространялась письменность,

развивалась переписка книг. Имеются сведения о княжеских библиотеках и школах при монастырях. Монастыри являлись культурными центрами Древней Руси, средоточием знаний, в том числе и медицинских. Сюда поступали античные и раннесредневековые медицинские рукописи. На славянский язык их переводили монахи (летописец Никон, Нестор и др.), дополняя их своими знаниями, основанными на опыте народного врачевания. Наряду с распространением переводных, преимущественно греческих сочинений, были созданы оригинальные литературные и исторические произведения. Вместе с христианством появились замечательные произведения зодчества, живописи и прикладного искусства. Богатая и могущественная Киевская Русь была государством высокой и самобытной культуры, свободной благодаря разносторонним международным связям, от национальной замкнутости и ограниченности. В отличие от стран Западной Европы  Киевская Русь не знала влияния схоластики в науке и образовании. А.И.Герцен называл Киевскую Русь «цветущей и ясной Киевской эпохой».

В Киевском государстве наряду с культурой продолжает развиваться и медицина. Зачатки врачевания у восточных славян отмечались еще в первобытно-общинном периоде.

Древняя Русь знала несколько форм медицинской помощи: ремесленно-медицинская практика частного характера, медицинское попечительство и больничная помощь. В связи с развитием ремесла в Киевской Руси (IX-XIII вв.) получила развитие народная медицина. В феодальной Руси XI-XVI вв. носителями медицинских знаний были народные врачи-ремесленники, лечцы, а также врачеватели, для которых лечение людей было профессией – лекари. Свой практический опыт они передавали из поколения в поколение, широко используя в лечебной практике  различные средства растительного, животного и минерального происхождения.  Основное место в древнерусской медицине занимали «зелия» растительного происхождения: гвоздика рекомендовалась при слабости зрения, в качестве противопростудных средств использовали имбирь, перец считался панацеей от всех болезней, мускатный орех применялся, как мочегонное средство. Особый «авторитет» имело семейство луковых, а в особенности, лук и чеснок. В старинных травниках отмечалась их способность стимулировать регенерацию кожи при ожогах, ушибах, ранениях. Из средств животного происхождения врачеватели применяли  сырую печень трески, желчь животных, сало, молоко. При болезнях сердца, при эпилепсии, лечении душевнобольных, при запоях применяли секрет железы кабарги – мускус.  Из минеральных средств они широко использовали минеральные средства: камень лазурит применялся в качестве слабительного, алмаз -  для смазывания краев гнойных ран и язв, для лечения десен при цинге. Из агата в Древней Руси изготавливали сосуды для перевозки и хранения лекарств, уже тогда агат славился, как лечебное средство. Особым уважением пользовался аметист, он почитался, как противоядие при алкогольном отравлении.

За советом и помощью к народным врачевателям обращались, как простые люди, так и великие князья. Опыт народной медицины был обобщен в многочисленных травниках и лечебниках. Рукописные лечебники можно считать медицинскими энциклопедиями, так как помимо болезней и лекарств, в данных лечебниках излагалось течение болезней, способы их распознавания.

Лечение врачей-ремесленников (лечцов) и лекарей-профессионалов   было доступно лишь имущим слоям. Врачеванием занимались светские люди: мужчины и женщины, а также духовенство (главным образом монахи в монастырях после принятия христианства). Врачевание считалось почетным занятием, многочисленные письменные памятники тому подтверждение.

Для светских (вольных) врачевателей  была установлена плата за лечение, в отличие от «безмездной» монастырской. Безмездным врачевателем слыл лечец Агапит. Среди светских врачевателей были и иностранцы (лечец-армянин Петр Сириянин).

Несмотря на отдельные случаи антагонизма в отношениях монастырской  и светской медицины, это была единая система медицинских знаний и медицинской помощи. Она была объединена общей христианской религией, единым идеалом – служением ближнему.

Для времени Киевско-Новгородского государства характерно наличие определенного уровня санитарной культуры: общественной, пищевой, личной. Внедрение в быт санитарно-гигиенических мероприятий Киевской Руси опережало соседние с ней страны. При раскопках в Новгороде  был обнаружен деревянный трубопровод, бани, относящиеся к X- XI веку. Простуду, радикулит, остеохондроз лечили в бане, здесь же рожали детей.

Были на Руси врачеватели по различным болезням: костоправы, которые лечили вывихи и переломы втиранием мазей, а также повивальные бабки, «бабы вдовицы», зубоволоки и др.

Сведения о деятельности врачей Киевской Руси содержатся в различных источниках: летописях, юридических актах, уставах. Примером таких документов служит: «Русская правда» (IX-XII вв.), в ней  утверждалось право на медицинскую практику и взимание за нее платы. «Изборник Святослава» (XI в.) содержит указания монастырям давать приют не только богатым, но и бедным больным, приглашать к ним врача и оплачивать его труд. Основу его составили греческие книги, переведенные в X веке на болгарский язык, а затем переписанные и дописанные древнерусскими книжниками. В нем есть записи об астрологии, лекарственной ботанике, минералогии, гигиенические советы, рекомендации о диетах, медицинские сведения. В «Изборнике» указаны названия и даны описания наиболее распространенных на Руси болезней, особенно психических. Была предпринята попытка уяснить их причины, а также был поставлен вопрос о целях и задачах врачевания.

«Устав Великого князя Владимира Святославовича» (X-XI вв.) узаконил положение врача в обществе, отнеся его к категории, подлежащей церковному суду.

Специальных медицинских книг со времен  Киевской Руси до нас не дошло, но их существование весьма вероятно, об этом говорят биологические и медицинские вопросы в книгах общего содержания. В «Шестодневе», например, содержится описание строения человеческого тела и функций его органов: описаны легкие («плюще»), бронхи («пролуки»), сердце, печень («естра»), селезенка (слезна»).

Внучка Владимира Мономаха Евпраксия Зоя, в 1122 году вышедшая замуж за византийского императора, овладевала медицинскими знаниями, читая Гиппократа, Галена, Ибн-Сину и др.   В XII веке она написала   трактат по медицине, который называется «Мази госпожи Зои-царицы», состоящий из пяти разделов: «Гигиена вообще», «Гигиена брака, беременной и новорожденного», «Гигиена питания», «Наружные болезни», «Внутренние болезни». В разделе о гигиене беременной говорится: «Ест же она пусть легкие виды мяса, например мясо козлят, молодых кур, молодую баранину, рыбу свежую, а из плодов – айву, яблоки, груши, гранаты. Мыться ей следует в ваннах с умеренной температурой…, спит же она пусть сном долгим в постели мягкой. И пусть бережется печалей и беспокойства». Когда же придет время родов: «Нужно, чтобы повитуха была опытной, имеющей знание членов тела и легкость руки в составлении и выпрямлении всех членов тела, особенно в выпрямлении головы и лба и в выпрямлении носа, а также имеющей опыт в пеленании». В этом трактате имеются сведения и по зубоврачеванию: описывается прорезывание зубов у младенцев и меры, принимаемые при этом,  лечение зубной боли, устранение запаха изо рта и  рекомендации по лечению различных болезней полости рта. Евпраксия Зоя дает рекомендации для лечения различных заболеваний (болезни сердца, глаз, опухоли, вывихи, укусы животных, гнойники и мн. др.). Кроме того, она описывает  лекарственные средства растительного, животного и минерального происхождения («средство для подагрика», «средство при кашле и потере голоса» и др.). Как дополнительный метод обследования больных она использовала мочу, что помогало ей делать прогнозы на течение болезни: «Моча чистая, с дымкой сверху знаменует смерть, если же имеет внизу отстой, а сверху дымку, то знаменует длительную болезнь. Если же она рыжая, смешанная с подобием винного осадка, - добрый знак». Этот трактат хранится во Флорентийской библиотеке Лоренцо Медичи, а микрофильм рукописи, полученный в 1955 году профессором Б.Д.Петровым находится в Российской государственной библиотеке в Москве.  

С XI века в Киевской Руси стали строить больницы при монастырях (Киев, Переяславль), которые предназначались для лечения не только монастырского населения, но и окрестного. При монастырях создавались больничные палаты. Одно из первых упоминаний о стационарном лечебном учреждении на Руси связано с именем княгини Ольги (ум.969), которая организовала больницу, где за больными стали ухаживать женщины. В монастырях обучали искусству врачевания дочерей и вдов знатных людей. Богатые должны были заботиться  о безбедном существовании больниц. Неимущие люди  лечение в больнице  отрабатывали на пашне, на промыслах, в извозе.

Среди монахов, усердно исполнявших свой подвижнический долг по лечению больных, упоминается «пречудный лечец Антоний (XI в.), преподобный Алимпий (XI в.), преподобный Агапит (умер в 1095 г.).

В Киевской Руси существовали различные взгляды на возникновение, развитие и лечение болезней. Церковь не смогла уничтожить языческие обряды и культ и старалась  заменить их христианскими обрядами.  На болезнь смотрели с одной стороны, как на гнев идолов, сил природы, с другой – как на наказание всевышнего. Поэтому и лечение было или – исполнение языческих обрядов, или – христианских (молитвы, строительство храмов и др.).

В русских летописях, наряду с описаниями болезней князей и представителей высшего сословия, даны ужасающие картины больших эпидемий чумы и других заразных болезней, которые на Руси называли «мором», «повальными болезнями». Когда эпидемия охватывала все селение или город, на дорогах, ведущих к нему, организовывали заставы, в лесах устраивали засеки.

Древнерусское государство, просуществовав три столетия, распалось на несколько мелких княжеств. Татаро-монгольское нашествие, а затем и длительное иго (1240-1480), вызванное им разорение русской земли, значительно задержало хозяйственную жизнь и культуру Руси в целом, а также и  развитие медицины. «С этого злосчастного времени, длившегося около двух столетий, Россия и позволила Европе обогнать себя»1.

В конце XV веке, после свержения татаро-монгольского ига (1480) и объединения русских земель,  создается феодальное  Московское государство. Экономическое развитие приняло более быстрые темпы. Благодаря своему выгодному географическому положению, все товарное движение того времени направлялось через Москву: оживился внутренний рынок, расширились торговые связи с Востоком и Западом.

Централизация государственного управления и превращение его в многонациональное государство привела к значительному развитию культуры. Рост и укреп­ление Московского государства позволили в XVI-XVII вв. провести ряд преобразований и нововведе­ний, оказавших большое прогрессивное влияние  на развитие медицины в России. С XIV века монастыри, становясь крепостями, стали открывать больницы с уставными положениями, заимствованными из Византии.

Стоглавый собор 1551 года, созванный Иваном IV (1530-1584) для обсуждения внутреннего устройства страны, затронул также и вопросы  «здравости, быта, семьи, общественного призрения». В решениях «Стоглава» записано: «Да повелит благочестивый царь всех прокаженных и состарившихся описати по всем градам, опричь здравых строев. До в коемуждом граде устроити богадельни мужские и женские, и  тех прокаженных и престарившихся и не могущих нигде главы преклонити, устроити в богадельнех пищею и одеждою…». Призрение немощных и больных и открытие богаделен постепенно становится делом государственным. В 1653 году при Троице-Сергиевом монастыре были построены двухэтажные больничные палаты, а в 1656 году в Москве на средства боярина Ф.М.Ртищева была сооружена небольшая гражданская больница из двух палат.

В 1682 году государственный характер общественного призрения богаделен был закреплен в указе царя Федора Алексеевича. На тот момент только в Москве было 8 богаделен для 412 человек.

Первый временный  военный госпиталь был организован на территории Троице-Сергиевой лавры в период польско-литовской интервенции и осады этого монастыря (1611-1612). В госпитале оказывалась медицинская помощь не только раненым, но и заболевшим цингой, дизентерией гражданским лицам, укрывшимся от врагов за стенами монастыря. Второй временный госпиталь был открыт в Смоленске в 1656 году во время войны России с Польшей, третий – в 1678 году на Рязанском подворье в Москве в период войны с Турцией и Крымским ханом.

Содержание раненых, врачебное обслуживание в госпиталях осуществлялось за счет государственных средств. В 1653 году при Троице-Сергиевом монастыре были построены двухэтажные больничные палаты. В XYI  веке – призрение немощных и больных стало делом государственным. Начиная с середины XVII  в. на Руси стали открываться первые гражданские больницы, сначала на благотворительные средства. В 1652 году боярин Федор Михайлович Ртищев организовал в своих домах в Москве две богадельни, которые считаются первыми на Руси гражданскими больницами, в одной - больных лечили, а пьяных вытрезвляли, а  в другой помогали престарелым, слепым и другим калекам, страдающим неизлечимыми недугами. 

Древняя Русь часто переносила большие эпидемии, особенно в XIV веке. Летописи сохранили записи: «…В Москве бысть мор велик и страшен, не успеваху бо живии  мертвых спрятывати; везде бо бе мертвии, а дворы мнози пусти быша...» (1354). Летописи дают материал о противоэпидемических мероприятиях, применявшихся при эпидемиях: отделение больных от здоровых, выжигание зараженных домов и кварталов, погребение умерших вдали от жилья, заставы и костры на дорогах. Это говорит о том, что уже в то время у народа имелось представление о передаче заразных болезней и возможности уничтожения заразы.

Под влиянием войн, экономических и общеполитических условий появилась необходимость создания государственной организации медицинского дела, что и было проведено в конце XVI века в правление Ивана IV и, в особенности в середине XVII века, в правление Алексея Михайловича. Начало государственной организации здравоохранения в Московском государстве было положено открытием Аптекарской палаты (1520), переименованной в Аптекарский приказ (1620), который просуществовал в течение всего XVII века. Аптекарский приказ, как высшее государственное медицинское учреждение, осуществлял руководство всем медицинским и аптечным делом в России и обладал широкими функциями: ведал мероприятиями по охране страны от эпидемических болезней, приглашением из-за границы врачей и аптекарей, подготовкой отечественных медицинских кадров, закупкой медикаментов и оборудования, сбором лекарственных трав, выдачей жалования. В ведении Аптекарского приказа находилось также обеспечение войск лекарствами, назначение в войска медиков, организация лечения больных и раненых.2

Аптекарский приказ был сложным по составу учреждением. В его состав входил, прежде всего, медицинский персонал: доктора, лекари, цирюльники, лекарские ученики, аптекари, алхимисты, а также ряд  других лиц, не связанных с медициной (дьяки, подьячие, переводчики, сторожа и др.). Во второй половине XVI века на русской службе находилось уже «немало врачей из Западной Европы». 3 В XVI1 веке въезд иностранных врачей в Россию увеличился и в Аптекарском приказе они играли заметную роль. Наряду с врачами-иностранцами в состав медицинского персонала приказа входили и русские лекари, труд которых оплачивался, по сравнению с иностранцами, значительно ниже. Сохранились документы 1662 года, свидетельствующие  о бедственном положении полкового лекаря Федора Васильева «с товарыщи»: «…а им, лекарем иноземцом, идет твое государево жалованье годовое и корм большой, а нам, бедным, твоего государева жалованья толко на год по пяти рублев, да корму на месяц по два рубли… И мы, бедные, перед всеми чинами оскорблены: корм небольшой, а хлеба нам, бедным, ничево не давано – з женишками и з детишки помираем голодной смертью… запасу купить и приготовить не на что, в конец погибли».4

Несмотря на рост отечественных медицинских кадров, квалифицированных специалистов явно не хватало, размеры медицинской помощи были еще очень небольшими. 

Врачи, поступающие на службу в Аптекарский приказ, приносили своего рода присягу, а также от них требовалось строгое выполнение врачебной клятвы, добросовестное отношение к своим обязанностям. Медицинскую помощь они оказывали, в основном, царской семье, но в отдельных случаях помощь получали и служилые люди, и их семьи, для чего надо было обратиться с челобитной к царю с просьбой о лечении. Позднее Аптекарский приказ стал обслуживать бояр, дворян, высшее духовенство, армию.

Из медицинских документов того периода наибольший интерес представляют докторские «сказки», которые отражали уровень медицинских знаний в России в XVII веке. В «сказках» есть сведения об освидетельствовании больных и раненых, способах лечения болезней, описывался характер ранений, методы лечения ран, давался перечень применявшихся для лечения трав, минеральных средств. По данным «сказок» можно судить об известных в  XVII веке болезнях: ангина, рожа, опухоли, «падучая», «сухотка» (туберкулез), водянка, «каменная», «лихорадочная», «чечуйная» (геморрой), «весница». Затрудняясь с постановкой диагноза, врачи указывали лишь симтомы болезней («распух», «ноги опухли», «лом в ногах», «в голове лом» и др.) Об уровне распознавания болезни  свидетельствуют многие примеры из врачебной практики, имеются записи по поводу челюстных ранений: «Гришка Афанасьев ранен саблею, отрублен нос и верх­ние губы и зубы передние... рана тяжела. Ивашка Андронов ранен в голову: пушечным ядром переломило висок левой в трех местах. Раны тяжелы. Алешка Федотов ранен: опалило лицо из пушки и нос сшибло». 5

В некоторых «сказках» даются прогнозы заболевания, не всегда  оптимистичные: «…а лечить его не мочно, потому что болезнь у него застарела». В этих документах  дается прогноз по дальнейшему несению службы человека после лечения.

В основу терапии было положено использование лекарственных средств растительного,  животного и минерального происхождения. Важнейшим источником для получения лечебных трав  в Москве были аптекарские сады и огороды (у Каменного моста, в Немецкой слободе, за Мясницкими воротами и др.).

Известны сведения и о хирургии XVII века. Хирургическая помощь получила довольно широкое распространение, особенно в связи с необходимостью оказывать помощь раненым  в районах военных действий. В документах Аптекарского приказа сохранилась опись медицинских инструментов за 1692 год, по которой можно судить о характере хирургических операций: «ланцеты кровопущаные», клещи, «снасти, что в ранах осматривают», «шильца треугольные», буравы, «снасть костоправная с веревками», «клещи родильные», «ножницы двойные, что раны разрезывают», «пилы, что зубы трут». Основными проблемами медицины того времени являлись: распознавание болезни (диагностика), ее лечение, определение исхода (прогностика).

В армии бывали случаи массового заболевания цингой, что вызывало необходимость принимать меры по борьбе с ней. Поэтому в специальной царской грамоте, направленной в 1672 году князю А.А.Голицину в Казань, в целях лечения цинги предложено: «...изготовить двести ведер сосновых вершин намоча в вине, да в Нижнем Новгороде изготовить сто ведер, и послать то вино в Астрахань и давать то вино в Астрахани служилым лю­дям от цинги».6

В военных гарнизонах  обычно раздавали всем чинам по мере надобности противоцинготные средства: солод, пиво, винный уксус, сбитень, которые способствовали предохранению и лечению воинов от цинги.В 1581 году  была создана  первая государственная аптека в Кремле для обслуживания царского двора, а в 1673 году – вторая государственная  аптека в Москве. В указе сказано: «На  Новом гостином дворе – где приказ Большого приходу, очистить палаты, а в тех палатах указал Великий государь построить аптеку для продажу всяких лекарств всяких чинов людям»7.

В 1653 году при Стрелецком приказе была открыта школа костоправов, а в 1654 году при Аптекарском приказе -  Первая школа русских лекарей. Обучение длилось от 2,5 до 7, а то и до 11 лет. Закончив 2,5 года обучения, учащийся получал звание подлекарь и направлялся на службу в войска. Преподавание в Лекарской школе было наглядным и велось у постели больного. Анатомию изучали по костным препаратам. В 1657 году Е.Славинецкий (1609-1675) перевел сокращенный труд А.Везалия «Эпитоме», который был первой в России научной книгой по анатомии.

Медицинскую помощь, кроме врачей,  пригла­шаемых из-за границы и выпусников Лекарской школы, оказывали и различные народные врачеватели (мастера): зелейники, рудометы (кровопуски), зубоволоки, костоправы, камнесечцы, повивальные бабки, мастера очных, кильных  дел и др. «Зубоволоки» умели накладывать на «червоточину» в зубах пломбы, укрепляли зубы проволочными «шинами», для этого у них имелись «пеликаны», «ключи» (козья ножка), «дандагма» (разновидность средневе­ковой одонтагры).8

 Проводившиеся мероприятия по подготовке врачебных кадров дали возможность уже в XVII в. иметь значительное число лекарей, подго­товленных в Москве, а также докторов медицины, получивших образование и ученую степень в заграничных университетах. В числе первых докторов медицины были Георгий Дрогобыч (ок.1450-1494), Георгий Скорина (1490-1535) – выдающийся белорусский первопечатник и просветитель, Петр Посников, который, получив в Падуанском университете степень доктора медицины, вернулся на Родину, Иван Алманзенов и др.

Все это подготовило почву для развития медицины в России ХVIII в.

 

1 Мультановский М.П. История медицины.-М.-1961.-С.-101.

2 Документы Аптекарского приказа хранятся в Центральном государственном архиве древних актов (ЦГАДА,ф.143).

3 Новомбергский Н.Я. Черты врачебной практики…СПб,1904,- С.-32

4 «Естественнонаучные знания в Древней Руси». М.- «Наука».-1980.- С.-139-156.

5 Материалы для истории медицины в России, вып. 4, СПб.- 1885.- С. 874.

6 Материалы для истории медицины в России, вып. 2 Спб.- 1881. -С. 457.

7 Материалы для истории медицины в России. СПб.-1883.-вып.1I.-С.450.

8 Богоявленский Н.- БМЭ.- «Медицина».- изд.2.- т.!7.-С.260-263.

 

 

Литература к занятию:

Сорокина Т.С. Учебник «История медицины».- М.:-Академия.-2004.

Пашков К.А. «Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по истории медицины» для студентов  лечебного факультета. М.- 2004.

Цитатник

Врач должен полагаться на интуицию и мудрость, а не на мнения других людей. Он может использовать мнения, но не слепо доверять им.

Парацельс из Гогенгейма

Коллеги и партнеры