Проект кафедры истории медицины Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова

Семинар № 1

Основные цели и задачи преподавания истории медицины на лечебном факультете. Общая методика преподавания, план проведения занятий, рекомендации к выбору тем для подготовки докладов и написания курсовых работ, требования к их написанию.

Цели и задачи семинара:

1. Дать определение истории медицин, как науки и предмета препо­давания. Охарактеризовать основные этапы развития медицины в связи с развитием и сменой общественно-экономических формаций. Перечислить источники изучения истории медицины.

2. Раскрыть цели и задачи преподавания истории медицины.

3. Ознакомить студентов с общей методикой преподавания истории медицины и проведения занятий, подготовки докладов и курсовых работ.

 

Семинар № 2, 3

Медицина в эпоху феодализма в Pоссии. Медицина в Киевской Руси (IX-XIII вв.) и Московском государстве (XV-XVII вв.).

Цели и задачи семинара:

1. Показать основные истоки культуры и медицины Киевской Руси (IX-XIII вв.): культура антских племен, восточных славян и Византии. Раскрыть характер врачебной практики. Ознакомить с подготовкой лекарей, организацией медицинской помощи, арсеналом средств для ее осуществления.

2. Выявить важнейшие направления развития медицины в Москов­ском государстве (XV-XVII вв.), систему подготовки национальных врачебных кадров (лекари и первые доктора медицины). Охарактеризовать деятельность первых больниц и госпиталей.

 

Семинар № 4, 5

Медицина в России в эпоху развитого феодализма (XVIII в.)

Цели и задачи семинара:

1. Охарактеризовать сдвиги, происшедшие в социально-экономическом положении России конца XVII начала XVIII вв., как условия для ускоренного развития медицины.

2. Показать достижения передовой научной материалистической мысли в трудах М.В.Ломоносова и ее влияние на медицинскую теорию и практику.

3. Раскрыть передовой, прогрессивный характер развития важнейших направлений медицинской науки в России XVIII в.

4. Выявить состояние зубоврачебной науки и практики в России XVIII в.

 

Семинар № 6,7, 8

Медицина в период разложения феодализма в России (I половина XIX в.)

Цели и задачи:

1. Показать важнейшие социально-экономические события из истории России первой половины XIX в. (Отечественная война 1812 года, вос­стание декабристов 1825 год., крестьянские волнения, поражение в Крымской войне и др.) и на их фоне раскрыть дальнейшее развитие революционно-демократической мысли в трудах А.Н.Радищева, В.Г.Белинского, А.И.Герцена и др. и ее влияние на утверждение в естествознании и медици­не естественнонаучной методологии.

2. Проследить связь между ростом промышленности, городов, армии, флота, населения, с возросшей потребностью во врачебных кадрах и необходи­мостью улучшения медицинской помощи в стране.

3. Открытие в России новых университетов, формирование научных школ в условиях гонения на материализм и прогрессивные, революционно-демократические воззрения.

4. Отметить, что развитие зубоврачевания шло на фоне развития хирур­гии и терапии и это нашло отражение в учебных материалах меди­цинских факультетов.

5. Выделить основные прогрессивные черты отечественной медицины этого периода.

 

Семинар № 9, 10

Медицина в период становления капитализма в России. Развитие теоретических и клинических дисциплин (физиология, патология, терапия). (II половина XIX – начало XX вв.).

Цели и задачи:

1. Охарактеризовать социально-экономические сдвиги, происшедшие в России во второй половине XIX в. (революционные выступления, пораже­ние в Крымской войне, отмена крепостного права, бурное развитие капита­лизма, рост влияния идей революционных демократов, усилие реакции со стороны самодержавия).

2. Показать дальнейшие успехи отечественной медицины на есте­ственнонаучной, последовательно материалистической, общетеоретической основе в области патологии, клиники, гигиены.

3. На примерах трудов И.М.Сеченова, С.П.Боткина, Г.А.Захарьина, Н.В.Склифосовского, А.П.Доброславина, Ф.Ф.Эрисмана и др. выявить важнейшие направления развития отечественной медицины, их прогрес­сивное значение, раскрыть характер борьбы отечественных ученых против метафизических и идеалистических теорий в естествознании и медицине.

4. Проследить преемственность в разработке важнейших направле­ний между поколениями врачей XVIII и XIX вв.

 

Семинар № 11, 12, 13

Медицина в период развития капитализма в России (II половина XIХ-начало xx вв.). Продолжение. Развитие клинических дисциплин (хирургия), гигиены, земской медицины

 

Семинар № 14, 15

Становление и развитие отечественной медицины советского периода. Развитие теоретических и клинических дисциплин.

Цели и задачи:

1. Показать отечественную медицину этого периода, как высший и качественно новый этап развития медицинской науки и практики.

2. Обосновать методологическую и естественнонаучную основу оте­чественной медицины.

3. Раскрыть основные черты и социально-экономические основы медицины и здравоохранения Советского периода.

4. Показать роль И.П.Павлова и его школы в развитии отечественной науки.

5. Основные направления развития клинической медицины.

6. Профилактика и ее основной метод – диспансеризация – главное достижение советской медицины.

 

Семинар № 16

История развития Московского государственного медико - cтоматологического университета

Цели и задачи:

1. Выделить этапы развития института.

2. Раскрыть роль института, как головного в России, в области стоматологии.

3. Оценить вклад ученых института в разработку научных проблем стоматологии.

 

Семинар № 17

Вопросы медицинской этики и деонтологии в профессии врача-лечебника

Цели и задачи:

1. Раскрыть понятие медицинской этики и деонтологии, как части морали.

2. Проследить истоки возникновения медицинской деонтологии и врачебной этики.

3. Раскрыть основные аспекты медицинской этики.

4. Подчеркнуть роль медицинской этики в воспитании врача-стоматолога.

5. Обосновать значение принятия присяги врача России.

 

Темы для реферативных и курсовых работ по истории медицины для лечебного факультета

 

Вопросы для контроля  при  подготовке к занятиям и при  сдаче зачетов по истории медицины на лечебном факультете

 

Цитатник

Тоска и печаль не приходят без причины и без причины не проходят.

Гиппократ

Коллеги и партнеры