Проект кафедры истории медицины Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова

Вопросы для контроля при подготовке к занятиям и при сдаче зачетов по истории медицины на лечебном факультете

 

1. История медицины как наука, определение, значение для подготовки врачей.

2. История медицины, как предмет преподавания в медицинском вузе.

3. Зависимость уровня развития медицины от условий, создаваемых общественно-экономическими формациями.

4. Естествознание - научная основа развития медицины.

5.  Важнейшие источники изучения истории медицины.

6. Значение гигиенических навыков для сохранения жизни и здоровья в условиях первобытно-общинного строя.

7. Первые исторически сложившиеся виды медицинской помощи: родовспоможение, уход за детьми, лечение травм, зубоврачевание.

8.Первые врачеватели первобытно-общинного общества.

9.Ученые-историки об абсолютном здоровье первобытных людей.

10.Взгляды первобытных врачевателей на причины возникновения болезней и методы их лечения.

11.Основные черты рабовладельческого общества.

12. Что входит в понятие «Древний Восток».

13. Законы царя Хаммурапи, основные черты медицины Месопотамии.

14. Особенности медицины Древнего Китая. Иглоукалывание, прижигание «противоположное врачуй противоположным», как методы врачевания в Древнем Китае. Методы профилактики и диагностики.

15. Важнейшие лекарственные средства, применяемые во врачебной практике древних народов.

16. Медицина в Древней Индии, достижения в области хирургии, ги­гиены, объяснение сущности болезни. Письменные медицинские памятники Древней Индии.

17. Медицина Древнего Египта, толкование причин болез­ней, очистительная терапия.

18. Асклепий, как представитель древнегреческой медицины, методы и средства врачевания.

19. Влияние древнегреческой наивно-материалистической филосо­фии (Демокрит, Гераклит и др.) на развитие медицины.

20. Гиппократ, как основатель рационально-эмпирической медици­ны.  Методы врачевания.

21. Гиппократ о причинах болезней, их течении и исходе, вопросы хирургии в трудах Гиппократа.

22.Гиппократ. Его учение об основных типах телосложения и темперамента у людей. Значение этого учения на развитие  медицины.

23.  Зубоврачевание в рабовладельческом обществе

24. Гиппократ о врачебной этике.

25. Асклепиад, его система предупреждения и лечения болезней.

26. Гален, развитие экспериментального метода исследований, учение о кровообращении, новое в методике приготовления лекарств.

27. Галенизм, как отражение религиозного мировоззрения среднев­ковой медицины.

28. Эпоха феодализма. Периоды эпохи, их характеристика.

29. Медицина в Византии, значение трудов ученых для последующего развития медицинской науки.

30.Основные черты науки и  медицины Византии и значение трудов ученых на дальнейшее ее развитие.

31. Достижения врачей-ученых Арабских халифатов в медицинскую науку и здравоохранение.

29. Значение трудов Авиценны (Абу-Али-ибн-Сина) для медицинской науки и практики, его вклад в зубоврачевание.

30. Ар-Рази (Разес),  его вклад в медицину и здравоохранение.

31. Зубоврачевание в эпоху средневековья.

32. Возникновение медицинских школ, университетов в Западной Европе, методы преподавания в них. Схоластика, дать определение.

33. Основные мероприятия в области медицины средневековья: больницы, ла­зареты, карантины.

34. Распространение заразных болезней в эпоху средневековья: чумы, проказы, сифилиса, меры борьбы с ними.

35. Т.Парацельс, его критика схоластики в медицине и преподавании, зарождение ятрохимии.

36. Р.Декарт, достижения в медицине, толкование «рефлекса».

37. Эпоха Возрождения, ее характеристика. Представители литературы и искусства этого периода.

38. А. Везалий, его труд «О строении человеческого тела».

39. Открытие малого круга кровообращения: М.Сервет, Р.Коломбо.

40. В.Гарвей, его труд «О движении сердца и крови у животных» и его влияние на состояние и развитие медицины.

41. А.Левенгук, открытие и развитие микроскопии.

42. М.Мальпиги, открытие им капилляров.

43. А. Паре, выдающийся хирург эпохи феодализма.

44. Б.Рамаццини, его учение о профессиональных болезнях.

45. Г.Бургав - основоположник клинической медицины.

46. Д.Морганьи, его труд «О местоположении и причинах болезней, открываемых анатомом» и значение его  для постановки научно-обоснованного диагноза.

47. Значение трудов Р.Лаэннека и Л.Ауэнбруггера для развития па­тологии и терапии.

48.  Французские врачи-материалисты (А.Леруа, Ж.Ламетри, Ж.Кабанис), их учение о человеке, об организации медицинской помощи и подго­товке врачей.

49.  К.Рокитанский, развитие гуморальной патологии на новом науч­ном уровне.

50. Целлюлярная патология Р.Вирхова, как развитие патологии на новом, клеточном уровне.

51. Сущность идеалистических и метафизических представлений целлюлярной патологии Р.Вирхова.

52. Экспериментальный метод в физиологии Западной Европы эпохи капитализма, его роль и значение для познания патофизиологических явлений.

53. Достижения физиологии в трудах Ф.Мажанди, Ч.Белла, И.Мюллера, Г.Гельмгольца, К.Бернара,  их значение для дальнейшего развития медицины.

54. Великие  естественнонаучные открытия в середине XIX в., как основа для развития медицины на новом уровне. 55.  Открытия Л.Пастера и Р.Коха и их роль в  развитии меди­цины.

56. Достижения хирургии XIX в. в области обезболивания, методов асептики и антисептики; их влияние на исходы хирургических вмеша­тельств.

57. Дифференциация медицинских наук во второй половине XIX в., как отражение успехов в области медицины. 58. Важнейшие достижения и направления развития гигиены в XIX в.

59.  Развитие новых методов диагностики и терапии в XIX в.в эпоху капитализма.

60. Медицина в древнерусском государстве (IX-XII1 вв.).

61.  Зубоврачевание в Киевской Руси.

62.Письменные медицинские памятники Киевской Руси.

63.Введение  Христианства в Киевской Руси.

64.Взгляды на болезнь в Киевской Руси.

65.Основные виды медицинской помощи в Киевской Руси.

66. Образование Московского государства.  Аптекарский приказ, школа лекарей. Функции Аптекарского приказа, его роль в подготовке медицинских кадров.

67. Мероприятия, проводившиеся в Московском государстве по борьбе с эпидемиями.

68. Медицина в Московском государстве (XV – ХVII вв.), подготовка лекарей, открытие аптек, больниц.

69.Первые доктора медицины в Московском государстве.

70. Реформы Петра I в области организации медицинской помощи и подготовки медицинских кадров.

71. Госпитальные школы и их значение для развития медицинской науки и практики в России.

72.Особенности в подготовке медицинских кадров в России.

73. Открытие Академии наук.

74. Влияние трудов М.В.Ломоносова на развитие отечественной ме­дицины  XVIII в.

75. Основные черты развития медицины в России XVIII в.

76. Зубоврачевание в России в XVIII в.

77.Введение звания «зубной врач».

78. П.А.Загорский, И.Ф.Буш, И.В.Буяльский - выдающиеся представите­ли отечественной медицины первой половины XIX в. Их вклад в зубовраче­вание.

79. С.Г.Зыбелин, К.И.Щепин, Д.С.Самойлович, Н.М.Максимович-Амбодик, A.M.Шумлянский и др. ученые и их роль в отечественной медицине XVIII в.

80. Н.И.Пирогов, его вклад в развитие анатомии, хирургии и зубоврачевания.

81.Общественная деятельность Н.И.пирогова.

82.Вклад  Н.И.Пирогова в военно-полевую хирургию.

83. М.Я.Мудров, его вклад в диагностику, лечение и профилактику внутренних болезней.  Высказывания М.Я.Мудрова об этике врача.

84. A.M.Филомафитский и развитие экспериментальной физиологии в России.

85.И.В.Буяльский, его вклад в хирургию и зубоврачевание.

86.А.М.Соболев и его труд «Дентистика или зубное искусство».

87.И.Ф.Буш и его вклад в хирургию и зубоврачевание.

88.П.А.Загорский и его анатомическая школа.

89. Введение звания «зубной лекарь».

90. Влияние философии революционных демократов на медицину в России второй половины XIX в.

91. Развитие идей нервизма в трудах И.М.Сеченова, С.П.Боткина и других отечественных ученых.

92. И.П.Павлов, важнейшие достижения в области физиологии, от­крытие и изучение условно-рефлекторной деятельности организма.

93. Роль С.П.Боткина, Г.А.Захарьина и А.А.Остроумова в разви­тии терапии в России XIX в.

94.Вклад Н.В.Склифосовского в хирургию. Развитие асептики и антисептики.

95. Н.В.Склифосовский - инициатор высшего зубоврачебного образования.

96. И.И.Мечников, А.А.Пашутин, А.И.Полунин, А.Б.Фохт и их роль в развитии учения о болезни, вклад ученых в развитие теоретической медицины.

97. Ф.Ф.Эрисман, А.П.Доброславин, развитие  отечественной гигиены ее  общественный  характер.

98. Развитие земской медицины в России, участковый принцип ме­дицинского обслуживания, рост больничной сети, появление санитарной статистики, земских врачей.

99. Развитие зубоврачебной науки и практики в России в конце XIX в.

100.Открытие первых зубоврачебных школ в России.

101. А.К.Лимберг – первый профессор в зубоврачевании, основоположник детского зубоврачевания, профилактического направления в зубоврачевании.

102. Открытие первых доцентур в России.

103. Важнейшие черты отечественной медицины второй половины XIX в.

104.Образование народного комиссариата здравоохранения- НКЗ РСФСР, его роль в развитии одонтологии.

105. Н.А.Семашко. З.П.Соловьев - организаторы и теоретики советского здравоохранения.

106.  Основные принципы советского здравоохранения. 

107. П.Г.Дауге его жизнь и деятельность, роль в развитии одонтологии, стоматологии и высшего стоматологического образования.

108. Становление советской стоматологии.

109. Решение насущных задач в области медицины и здравоохранения  в первые послереволюционные годы.

112. И.П.Павлов выдающийся физиолог, его вклад в науку.

113. Представители советских анатомических школ.

114.Советские и российские хирурги.

115. Ввыдающиеся  советские терапевты и представители их школ.

116. Важнейшие направления в развитии стоматологии в довоенные годы (1917-1940).

117. Достижения отечественной стоматологии в годы ВОВ.

118. Важнейшие направления стоматологии в послевоенные годы.

118. Жизнь и деятельность члена-корр. АМН СССР А.И.Евдокимова.  

119. В.Ю.Курляндский – основатель научной стоматологической ортопедической школы.

120. Этапы развития Московского государственного медико-стоматологического университета.

121. Содержание «Клятвы врача».

 

Цитатник

Больные часто нарушают предписания врача.

Гиппократ

Коллеги и партнеры