Проект кафедры истории медицины Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова

Ученые разобрались, зачем священника XVII века похоронили вместе с неродившимся младенцем

8 апреля 2021

Исследование опубликовано в Journal of Archaeological Science: Reports, коротко о нем рассказывает Science Alert.

Епископ Лунда Педер Педерсен Винструп, представитель церквей Швеции и Дании, умер в 1679 году. Его тело было мумифицировано и похоронено в семейном склепе в Лундском соборе. Помимо исключительной сохранности его останков, в его смерти или захоронении не было ничего необычного.

В 2012 году, когда было принято решение перенести гроб Винструпа, ученые получили возможность изучить его останки. Именно тогда они и обнаружили крошечный труп плода, мертворожденного на сроке не более пяти или шести месяцев, бережно помещенный между икрами епископа.

Обнаружение плода или младенца с останками женщины, которую обычно считают матерью, не является необычным явлением в археологии. Исторические записи показывают, что останки детей, которые были захоронены в Лундском соборе, иногда помещались рядом с телами не связанных с ними людей: чья-то гробница могла использоваться как временное хранилище для останков.

Но размещение плода в гробу почтенного епископа, скончавшегося в возрасте 74 лет, определенно было необычным, тем более что нерожденный младенец был не просто положен в гроб, а спрятан в его подкладке. Поэтому ученые из Лундского университета задумались, какое отношение ребенок имел к священнику.

Команда взяла образцы из обоих наборов останков и провела исследования извлеченной ДНК. Ответ оказался ясным: совпало около 25% генов. Это указывает на родство, как, например, между дядей и племянником, сводными братьями и сестрами, двоюродными братьями и сестрами — или, что гораздо более вероятно, учитывая относительный возраст останков, между дедушкой и внуком.

Это также подтверждается хромосомными данными. Винструп и плод не имеют общей митохондриальной ДНК, которая передается от матери. Это означает, что мать не была дочерью Винструпа. Кроме того, у двух тел была общая Y-хромосома, которая может передаваться по наследству только от отца.

Это говорит о том, что отцом ребенка был сын Винструпа. Согласно историческим данным, что у епископа был сын от первого брака, которого также звали Педер Педерсен Винструп. 

Винструп-младший изучал фортификацию в Лейденском университете в Нидерландах. Он женился не позднее 1679 года на молодой дворянке по имени Доротея Спарре.

В 1680 году, во время Большой редукции, когда шведская корона вернула земли, подаренные аристократии, Винструп-младший потерял свои владения, в том числе Лундагард, имение Винструпа-старшего. Он провел остаток своей жизни в нищете, так и не родив сына, и мужская линия Винструпов на нем оборвалась.

Таким образом, плод, по-видимому, является частью печальной истории этого человека. Возможно, последний наследник Винструпов мужского пола был похоронен рядом с дедом в качестве символического акта. У родственников был доступ к склепу Винструпов, и, следовательно, возможность поместить плод в гроб епископа.

Исследователи предполагают, что Винструп-младший хотел убедиться, что ребенок, который не смог родиться, по крайней мере останется со своей семьей после смерти.

По материалам сайта Naukatv.ru