Завершены испытания лекарства от сонной болезни

5 декабря 2022

Медики из Демократической Республики Конго, Гвинеи, Франции и Швейцарии подтвердили высокую эффективность и безопасность акозиборола - нового лекарства от сонной болезни. Одна доза этого препарата избавила от инфекции 95% участников второй и третьей фаз клинических испытаний, отметили исследователи в статье в журнале Lancet Infectious Diseases.

"Сонная болезнь угрожает жизням миллионов людей, живущих в десятках стран Африки южнее Сахары. Акозиборол совершит революцию в ее лечении, так как его можно принимать оральным путем, при этом он одинаково эффективно действует на паразита на всех стадиях развития болезни", - заявил научный сотрудник Инициативы по разработке лекарств от редких заболеваний в Женеве (Швейцария) Антуан Таррал, чьи слова приводит пресс-служба журнала.

Сонная болезнь вызывается одноклеточными микроорганизмами-трипаносомами, которые разносятся африканскими мухами цеце. Размножение трипаносом в нервных тканях людей и животных вызывает сонливость, а впоследствии приводит к смерти больного. Из-за существования мух цеце почти половина территории Африки до сих пор остается непригодной для скотоводства.

Таррал и его коллеги уже много лет работают над решением этой проблемы, для чего они разрабатывают лекарства, способные проникать в человеческие клетки и подавлять размножение трипаносом внутри них. Существующие сегодня препараты такого рода обладают далеко не 100% эффективностью, при этом их нужно многократно вводить в организм больных при помощи капельниц и прочих недоступных вне стен больниц инструментов.

Быстродействующее и эффективное лекарство

Около 10 лет назад швейцарские и французские исследователи обнаружили, что жизнедеятельность паразитов можно очень эффективно и быстро подавлять при помощи акозиборола, короткой водорастворимой органической молекулы, содержащей бор и фтор. После завершения опытов на животных ученые запустили первую фазу клинических испытаний в 2015 году, в рамках которой они доказали безопасность акозиборола для здоровья человека.

Вторая и третья фазы клинических испытаний начались на территории Демократической Республики Конго в 2016 году. В работе приняли участие 260 граждан ДРК, заразившихся сонной болезнью и пожелавших избавиться от нее при помощи экспериментального лекарства. Ученые выдали водорастворимую форму акозиборола и проследили за тем, как менялось самочувствие и здоровье добровольцев после приема лекарства в последующие 18 месяцев.

Проведенные Тарралом и его коллегами наблюдения показали, что одиночный прием экспериментального препарата избавил 95% от всех следов инфекции, причем данный эффект сохранялся на протяжении всего периода наблюдений. Как отмечают исследователи, акозиборол одинаково эффективно воздействовал на трипаносом как на первых, так и на последних стадиях развития сонной болезни.

В дополнение к высокой эффективности лекарства ученые не зафиксировали существенных побочных эффектов от его приема, за исключением повышенной температуры тела и упадка сил у небольшого числа добровольцев. Это открывает дорогу для массового применения акозиборола для защиты населения ДРК и других стран Африки, где сейчас распространены мухи цеце и разносимые ими паразиты, подытожили медики.