Вирус геморрагической лихорадки может проникать в организм человека

10 октября 2022

Ученые обнаружили, что вирус геморрагической лихорадки SHFV, распространяющийся среди обезьян в Африке, способен проникнуть и в организм человека. Его попадание в человеческие популяции приведет к массовой гибели людей. Работа опубликована в журнале Cell. Об этом сообщила в пятницу пресс-служба университета штата Колородо в Боулдере.

"Этот вирус обладает всем необходимым для того, чтобы проникнуть в человеческую клетку, размножить себя внутри нее и при этом обойти те механизмы иммунной системы, которые защищают нас от патогенов животных. Подобное случается крайне редко, и нам нужно активно наблюдать за распространением данного вируса", - заявила профессор университета штата Колорадо в Боулдере (США) Сара Сойер, чьи слова приводит пресс-служба вуза.

Многие вирусные заболевания, поражающие человека, в прошлом распространялись только среди животных, и только недавно они проникли в человеческие популяции. К их числу относятся ВИЧ, вирус оспы обезьян, коронавирус SARS-CoV-2 и Эбола.

Это вынуждает ученых изучать, какие вирусы и бактерии переносят дикие животные, и анализировать, могут ли они проникать в клетки людей. Особенные опасения у исследователей вызывают патогены из развивающихся стран Африки и Азии, где в последние годы наблюдаются резкий рост населения и увеличение антропогенной нагрузки на природу.

Новая вирусная угроза

Ислледователи выявили вирус обезьян SHFV, который может проникнуть в человеческие популяции в странах Африки и Азии. Он относится к числу возбудителей геморрагической лихорадки, поражающих макак-резусов, красных колобусов и других приматов Старого Света.

Недавно биологи обнаружили, что вирусы из подсемейства Simarterivirinae, к которому относится SHFV, способны поражать не только африканских мартышек, но и шимпанзе и других высших приматов. Это натолкнуло ученых на мысль, что данные патогены в теории могут поражать и людей. Руководствуясь этой идеей, ученые собрали образы нескольких штаммов из этого подсемейства вирусов и проследили за их взаимодействиями с человеческими клетками.

Проведенные учеными опыты показали, что один из изученных ими вирусов, которому они присвоили имя SHFV, способен активно проникать в клетки человека и размножаться в них без каких-либо мутаций или серьезных модификаций генома. Это было связано с тем, что данный вирус одинаково эффективно взаимодействует с рецепторами CD163 на поверхности клеток людей и обезьян.

В дополнение ученые обнаружили, что SHFV способен проникать в иммунные клетки, а также нейтрализовать некоторые компоненты врожденного иммунитета. Это делает его опасным для человека с учетом того, что заражение патогеном часто вызывает летальный исход даже у обезьян, чей иммунитет адаптирован к борьбе с SHFV, подытожили ученые.