Мозг напрямую управляет работой жировой ткани

7 сентября 2022

Нейрофизиологи обнаружили, что в жировой ткани млекопитающих присутствует большое количество рецепторов, которые напрямую связаны с головным мозгом. Работа опубликована в журнале Nature. О результатах сообщила в среду пресс-служба Исследовательского института Скриппса.

Жировая ткань всех млекопитающих содержит два типа клеток: белый и бурый жир. Последний встречается в основном в тканях младенцев и детенышей. Организм использует его для быстрого сжигания калорий и обогрева тела. По мере взросления бурый жир исчезает и преобладает белый жир, запасающий, а не уничтожающий лишние калории.

В последние десять лет ученые пытаются узнать можно ли превратить белый жир в бурый для ускоренной траты калории. Первые опыты показали, что это можно сделать при помощи холода и веществ, присутствующих в жгучем перце.

Исследователи открыли нейроны-рецепторы, которые связывают жировую ткань с мозгом и управляют активностью бурого жира. Для этого команда изучила работу и устройство нервных клеток, присутствующих в жировой ткани мышей. Они обработали тело грызунов так, что их жировая ткань стала практически полностью прозрачной. Это позволило раскрыть работу присутствующих в жире нейронов.

Наблюдения показали, что значительная часть рецепторов напрямую подключена к мозгу мышей, а не связана с периферийной нервной системой. Команда встроила в нервные клетки набор генов, позволяющий избирательно уничтожать эти рецепторы, и выявили, что нейроны играли важную роль в управлении работой бурого жира.

При уничтожении нейронов жировой тканью начинала управлять периферийная нервная система, стимулирующая рост и активность бурого жира. В результате температура тела росла, а жировая ткань сжигала, а не запасала калории. Дальнейшее изучение этих нервных клеток поможет разработать подходы, позволяющие управлять процессом сжигания калорий в буром жире, подытожили ученые.