Разработана система быстрой диагностики бокового амиотрофического склероза

6 сентября 2022

Американские молекулярные биологи разработали РНК-тест, позволяющий быстро выявлять боковой амиотрофический склероз (БАС) на первых стадиях развития этой болезни. Работа опубликована в Journal of the Neurological Sciences. О результатах в среду сообщила пресс-служба Лаборатории химии мозга в Джексоне (BCL).

Боковой амиотрофический склероз (также болезнь Шарко, Лу Герига или Стивена Хокинга) - прогрессирующее заболевание нервной системы, которое поражает клетки нервные клетки в головном и спинном мозге. В результате человек теряет мышечный контроль и не может двигаться, говорить, принимать пищу и дышать. Врачи не знают причину возникновения БАС, однако известно, что некоторые случае могут передаваться по наследству.

Обычно болезнь начинается с мышечной слабости, которая распространяется по всему телу и усиливается со временем. Среди симптомов могут быть: трудности при ходьбе, слабость в руках, ногах, ступнях и лодыжках, невнятная речь, проблемы с глотанием, мышечные спазмы и другие. От БАС нет существует лекарства, чаще всего больные умирают от дыхательной недостаточности через 3-5 лет после появления симптомов.

Быстрая диагностика БАС

Биологи из США уже несколько лет работают над созданием системы ранней диагностики этой болезни. Они решили разработать ее тогда, когда заметили отличия в наборе коротких молекул РНК у больных БАС и здоровых людей. Для этого они извлекли цепочки РНК из 50 проб крови у пациентов с боковым амиотрофическим склерозом и 50 у здоровых американцев.

Замеры показали, что доли восьми типов коротких РНК отличались у здоровых и больных американцев: в одних случаях концентрация была выше нормы, а в других ниже. Многие из них были связаны с работой митохондрий нейронов и других систем организма, затронутых развитием БАС.

Анализ этих цепочек выявил, что для диагностики БАС можно измерять концентрацию лишь пяти молекул. При этом для замеров подошли практически все изученные образцы крови. Это значительно удешевит и упростит диагностику и массовый скрининг населения, подытожили исследователи.