Накопление в организме органических соединений фтора способствуют развитию рака печени

15 августа 2022

Американские медики открыли первые свидетельства того, что повышенная концентрация перфторированных органических соединений в организме человека в несколько раз повышает риск развития рака печени. Об этом во вторник сообщила пресс-служба университета Южной Калифорнии (USC).

Так называемые перфторированные органические соединения (PFAS) - сложные органические молекулы, в цепочках которых содержится большое число атомов фтора. Использование PFAS в химической промышленности, как обнаружили экологи еще в конце прошлого века, привело к быстрому накоплению молекул этих соединений в природных экосистемах и в организме большого числа людей.

Исследователи отметили, что недавно ученые из университета Южной Калифорнии выяснили, что молекулы PFAS быстро накапливаются в печени людей и животных. Это приводит к массовой гибели клеток органа.

По этой причине медики решили выяснить, как накопление перфторированных органических веществ в организме человека влияет на возникновение рака печени.

Печень и токсины

Для этого ученые проанализировали образцы тканей и информацию, которую собрали их коллеги в рамках проекта Multiethnic Cohort Study (MEC). Он был нацелен на изучение частоты развития рака среди разных этнических групп. В общей сложности в его проведении приняли участие свыше 215 тыс. жителей США всех возрастов и национальностей.

В ходе наблюдений у 50 участников MEC развились различные формы рака печени. Ученые измерили концентрацию PFAS в тканях их тела и сравнили этот показатель с тем, как много подобных молекул присутствовало в организме других добровольцев аналогичного возраста и пола.

Замеры показали, что вероятность развития рака печени росла по мере увеличения концентрации органических соединений фтора в организме добровольцев. В частности, эта форма опухолей развивалась у участников наблюдений в 4,5 раза чаще, чем обычно, если в их организме присутствовали высокие доли PFAS.

Причиной этого, как показало изучение жизнедеятельности клеток печени, было то, что органические соединения фтора нарушают круговорот сахаров, а также аминокислот и желчной кислоты в этих тельцах. Это ускоряет развитие нежировой болезни печени и создает условия для превращения ее клеток в опухолевые тельца, подытожили ученые.