При массовом применении противовирусный препарат Паксловид может стать менее эффективным

8 июня 2022

Биологи из США обнаружили несколько мутаций коронавируса, которые приведут к появлению новых разновидностей SARS-CoV-2, стойких к действию паксловида и других лекарств, блокирующих вирусный белок Mpro. Работа опубликована в электронной библиотеке bioRxiv.

Паксловид (PF-332) мешает работе белка Mpro - одного из ключевых ферментов коронавируса и многих других похожих на него патогенов. Он играет ключевую роль в сборке новых вирусных частиц, так как отвечает за разрезание длинной белковой “заготовки”, содержащей все ключевые компоненты оболочки возбудителя COVID-19.

За последние два года ученые открыли сразу несколько молекул, способных соединяться с Mpro и блокировать работу этого фермента. Часть из них уже используют в лекарствах от коронавируса, однако до PF-332 их редко принимали: они плохо усваивались и растворялись в воде.

Исследователи решили выяснить, станет ли SARS-CoV-2 устойчивым к действию PF-332 и как быстро это произойдет. Они изучили данные трехмерной структуры всех белков коронавируса, которые собрали в рамках проекта Coronavirus3D. В набор компьютерных моделей входили и сведения о мутациях фермента Mpro по мере распространения вируса.

Анализ показал, что за два года пандемии в белке Mpro появилось несколько сотен мутации, мешающих препарату соединиться с вирусным ферментом. Если врачи начнут массово применять паксловид и его аналоги, вирус может оказаться устойчивым к его действию.

"Наш мониторинговый проект показал, что мутации в белке Mpro пока встречаются в геноме коронавируса относительно редко, однако они все же были выявлены в сотнях и тысячах случаев заражения COVID-19. Массовое использование паксловида и других подобных лекарств создаст условия для быстрого распространения мутаций, что приведет к потере эффективности этими препаратами", - пишут исследователи.

По мнению исследователей, это следует учитывать при выработке новых стратегий по борьбе с COVID-19.