Ученые нашли способ остановить репликацию коронавируса

16 июля 2021

Австралийским биологам удалось с помощью генной инженерии подавить размножение вируса SARS-CoV-2 в клетках человека. Авторы считают, что предложенный ими метод станет важным шагом в борьбе с COVID-19. Статья опубликована в журнале Nature Communications.

Открытие основано на результатах предыдущего исследования 2019 года, когда ученые из Онкологического центра Питера МакКаллума в Мельбурне создали инструмент редактирования генов CRISPR, позволяющий удалять аномальные РНК, вызывающие рак у детей. Теперь вместе с коллегами из Института инфекций и иммунитета Питера Доэрти Мельбурнского университета они доказали, что это годится и для подавления репликации РНК-вируса SARS-CoV-2.

Основу инструмента генного редактирования составляет фермент CRISPR-Cas13b, который связывается с РНК-мишенями и разрушает часть генома, необходимую для репликации внутри клеток. Авторы проверили эффективность этого метода в лаборатории — in vitro — на инфицированных клетках человека. Им удалось подавить репликацию различных вариантов вируса, в том числе новых штаммов, отнесенных, в соответствии с классификацией ВОЗ, к группе с наивысшей оценкой угрозы VOC (Variants of Concern) — "вызывающих озабоченность".

В ближайшее время исследователи планируют протестировать новый подход на животных, а в будущем — и на людях.

"Пока ответные меры на пандемию были сосредоточены в основном на развертывании защитных вакцин, но осталась острая необходимость в разработке лечения пациентов с COVID-19", — приводятся в пресс-релизе Института Доэрти слова одного из авторов статьи профессора Шэрон Левин (Sharon Lewin).

Ученые отмечают, что на основе метода CRISPR-Cas13, которому нужна только вирусная последовательность, можно быстро разработать противовирусные препараты против любых новых вирусов.

"В отличие от обычных противовирусных препаратов сила этого инструмента заключается в его гибкости и адаптируемости, что делает его подходящим для создания лекарств против множества патогенных вирусов, включая грипп, лихорадку Эбола и, возможно, ВИЧ", — продолжает руководитель исследования доктор Мохамед Фаре (Mohamed Fareh).

Двойная сила нового метода заключается в том, что он подавляет репликацию вируса и одновременно предотвращает ускользание его новых вариантов от иммунитета хозяина, подчеркивают исследователи. Компьютерная модель позволяет производить скрининг всего генома с разрешением до одного нуклеотида, а сам метод CRISPR-Cas13b перепрограммирования геномных и субгеномных РНК SARS-CoV-2 обеспечивает эффективность подавления экспрессии соответствующих генов до 98 процентов.

По материалам сайта РИА Новости