Первую "съедобную" вакцину от холеры создали на основе ГМО-риса

1 июля 2021

Молекулярные биологи разработали первую "съедобную" вакцину от холеры на основе генно-модифицированного риса. Испытания на людях показали, что она безопасна. Статью с описанием разработки опубликовал научный журнал Lancet Microbe.

"Результаты первых опытов позволяют очень оптимистично смотреть на будущее вакцины. Иммунитет добровольцев реагировал и на небольшие, и на средние, и на большие дозы вакцины, каждый раз при этом повышая силу своей реакции на белки холерного вибриона", – рассказал один из разработчиков препарата, профессор Токийского университета Хироси Киёно.

По данным Всемирной организации здравоохранения, каждый год холерой заражается около 1,3-4 млн. человек. Еще примерно 20-140 тыс. погибает от инфекции. Ее источником обычно служит зараженная пища или вода. Как правило, большинство случаев заражения холерой происходят в развивающихся странах Азии и Африки. Существующие вакцины от холеры взрослого человека защищают лишь несколько лет, а на малолетних детей, особенно уязвимых для болезни, действуют очень плохо.

Хироси Киёно и его коллеги сделали большой шаг к решению этой проблемы. Они разработали первую полноценную "съедобную" вакцину от холеры, для хранения, производства и использования которой не нужно никаких специальных условий.

Препарат представляет собой порошок из перемолотых зерен генно-модифицированного риса. В его геном ученые встроили фрагмент ДНК холерного вибриона, который отвечает за производство определенных сегментов белка CTB – главного токсина этой бактерии.

Опыты с образцами крови людей, переболевших холерой, показали, что препарат вызывает сильную иммунную реакцию и заставляет организм вырабатывать большое количество антител, которые могут соединяться с оболочкой холерного вибриона.

Руководствуясь этой идеей, японские ученые модифицировали геном риса, чтобы растение начало накапливать обрывки белка CTB в жировых включениях внутри белковой части зерен риса. Эти белки, по словам Киёно, служат защитной оболочкой, благодаря которой фрагменты токсина могут достичь слизистой оболочки кишечника, где их захватывают иммунные клетки.

Работу вакцины ученые проверили на 60 людях, половина из которых получила реальную вакцину, а остальные – раствор обычной рисовой муки, приправленный солью. Наблюдения показали, что вакцина не вызвала никаких побочных реакций и привела к формированию большого числа антител у двух третей добровольцев.

Иммунитет остальных 30% относительно слабо прореагировал на вакцину. Биологи считают, что это связано с различиями в состоянии микрофлоры добровольцев. В частности, ученые обнаружили, что прививка заметно активнее действовала на тех участников эксперимента, чья микрофлора отличалась высоким видовым разнообразием.

Киёно и его коллеги планируют проверить эту теорию в дальнейших клинических испытаниях вакцины. В них будет участвовать больше добровольцев.