Ученые выяснили, почему поврежденные зубы очень чувствительны к холоду

1 апреля 2021

Ученые выяснили, что зубы человека хорошо ощущают холод из-за ионных каналов в клетках их пульпы. Эти каналы реагируют на снижение температуры и сигнализируют об этом в нервные клетки во внутренней части зуба. Результаты исследования опубликовал научный журнал Science Advances.

Зубы человека и других млекопитающих состоят из множества слоев – прочной минерализированной эмали и "живых" тканей, таких как дентин, пульпа и нервы. Эмаль, в свою очередь, эмаль состоит из нескольких компонентов, в том числе прочных зерен и волокон из гидроксоапатита, а также аморфной формы этого биоминерала, которая заполняет промежутки между зернами.

В верхних слоях зубов нет живых клеток и кровеносных сосудов, однако это не мешает им ощущать холод, давление, тепло и многие другие раздражители. Обычно для этого нужен непосредственный контакт с рецепторами, которые распознают подобные раздражители и оповещают об этом центральную нервную систему. Особенно ярко эта особенность зубов проявляется при кариесе.

Профессор Эрлангенского университета (Германия) Катарина Циммерман и ее коллеги выяснили, почему целые и поврежденные зубы чувствуют холод. В ходе своей новой работы они изучали свойства ионных каналов, которые покрывают поверхность одонтобластов – основных клеток пульпы зубов. Теоретически эти каналы могут реагировать на изменения температуры.

Культуры этих телец могут реагировать на холод и тепло, увеличивая или уменьшая концентрацию атомов кальция внутри себя. Ученые не знали, как именно работает эта реакция и для чего она нужна. Чтобы выяснить это, Циммерман и ее коллеги отключали один из типов ионных каналов в зубах у лабораторных мышей и наблюдали, как менялось их поведение и активность нервов в их зубах после повреждений эмали и дентина.

Выяснилось, что чувствительность зубов к холоду зависела от работы двух типов ионных каналов – TRPC5 и TRPA1. Первые покрывают поверхность одонтобластов, а вторые расположены на мембранах нервных клеток во внутренней части зубов. TRPA1 отвечает за то, как нейроны кожи распознают холод, а вот чем занимается TRPC5, ученые не знали.

Исследователи заметили, что мыши, которым отключили ген TRPC5, никак не реагировали на каплю очень холодной воды, которая касалась их поврежденного зуба. То же самое происходило, если ученые отключали ген, управляющий производством TRPA1. Следовательно, TRPC5 тоже отвечает за распознавание холода и передачу сигнала в нервные клетки, сделали вывод ученые.

Также они обнаружили, что из-за кариеса и воспаления дентина на поверхности одонтобластов становится гораздо больше каналов TRPC5. Это может объяснять, почему поврежденные зубы становятся особенно чувствительными к холоду и другим температурным раздражителям.

Дальнейшее изучение свойств этих ионных каналов, как надеются профессор Циммерманн и ее коллеги, позволит создать препараты, которые будут временно блокировать их работу и защищать человека с кариесом от невыносимой боли до тех пор, пока он не сходит к стоматологу.