Иммунологи выяснили, как вирус Зика проникает к зародышу сквозь плаценту

3 сентября 2020

Бразильские иммунологи выяснили, как именно вирусу Зика удается проникать сквозь плаценту беременной в ткани зародыша. Для этого он "научился" провоцировать длительные воспаления в районе плаценты, из-за чего ее защита становится слабее и частицы вируса могут добраться до плода. Результаты исследования опубликовал Frontiers in Immunology.

"Мы своими собственными глазами видели, как вирус Зика распространяется по Бразилии и как его заражение влияло на состояние беременных. Так как мы и так работали с арбовирусами, к которым относится вирус Зика, то решили детально изучить, как вызываемая им лихорадка действует на организм", – рассказала Киссила Рабело, иммунолог из Университета Рио-де-Жанейро, один из авторов исследования.

Впервые лихорадка Зика выявили в 1947 году в Уганде. Переносит болезнь комар Aedes aegypti. Впоследствии вспышки лихорадки Зика регистрировали в Азии, Африке, Южной и Северной Америке, а также в Тихоокеанском регионе. Последняя крупная вспышка этой болезни произошла в 2015-2016 годах в Латинской Америке. Там ученые открыли опасный побочный эффект заражения вирусом Зика – оказалось, что у детей, матери которых заболели этой лихорадкой во время беременности, развивается микроцефалия.

По оценкам Минздрава Бразилии, в промежутке между апрелем 2015 и октябрем 2016 года в стране родилось около 3,2 тыс. младенцев с микроцефалией и другими дефектами развития, причиной которых был вирус Зика. Из-за этого ученые срочно начали работать над вакциной от этой болезни, хотя она и не вызывает у большинства заболевших тяжелых симптомов.

Ученые пока не знают, как именно вирус попадает в организм еще не родившегося ребенка. Как правило, плацента матери не пропускает через себя ничего, кроме питательных веществ, кислорода, гормонов и различных продуктов жизнедеятельности. Именно благодаря этому вирусы и микробы не могут проникнуть в плод.

Вирусное ослабление плаценты

Однако вирус Зика каким-то образом научился обходить этот барьер, проникать внутрь зародыша и уничтожать те клетки, которые отвечают за формирование тканей мозга. Бразильские ученые выяснили, почему это так, изучив образцы плаценты от 15 женщин, которые родили в 2015 и 2016 году.

Пять из них не страдали от лихорадки Зика, еще пять заразились вирусом, но родили здоровых детей, а у потомства остальных пяти участниц эксперимента развилась микроцефалия. Сравнивая структуру, клеточный состав и другие свойства их плаценты, ученые пытались понять, как ее работа меняется из-за вируса Зика.

Их анализ показал, что этот патоген умеет проникать в клетки плаценты и заражать их, из-за чего внутри нее появляются хронические очаги инфекции. Их появление, в свою очередь, привлекает внимание определенных типов иммунных клеток, таких как макрофаги и CD8-клетки. Они начинают выделять различные сигнальные молекулы и ферменты, из-за которых и развиваются чрезмерно сильные воспаления.

Из-за того, что подобные вещества накапливаются внутри плаценты, она разбухает, а ее белковый каркас начинает меняться и разрушаться под действием определенных ферментов, которые выделяют эти иммунные клетки, – матриксных металлопротеиназ. Из-за этого проницаемость плаценты повышается и вирусные частицы могут проникнуть внутрь плода.

Главная проблема, как отмечают Рабело и ее коллеги, заключается в том, что в подобном состоянии плацента может находиться на протяжении нескольких месяцев. Это значительно увеличивает вероятность того, что вирусаъ Зика попадет в ткани растущего зародыша. Это нужно учитывать при уходе за больными во время последующих вспышек этой вирусной лихорадки, а также при разработке лекарств, которые могли бы защитить будущих детей от микроцефалии.