Стволовые клетки справились с долговременными повреждениями легких

13 июля 2020

Биологи доказали, что культуры стволовых клеток можно использовать против долговременных последствий острого респираторного дистресс-синдрома (ОРДС) – одной из основных причин смерти пациентов с коронавирусной инфекцией. Об этом пишет пресс-служба МФТИ со ссылкой на статью в American Journal of Respiratory and Critical Care Medicine.

"Неоспоримым преимуществом нашего подхода является его универсальность. ОРДС может развиваться в ответ на разные причины, а наша терапия будет работать независимо от них. Это поможет обширной группе пациентов вернуться к полноценной жизни, что особенно важно в условиях пандемии COVID-19, так как ОРДС считается основной причиной смерти при коронавирусной инфекции", – рассказал один из авторов работы, сотрудник МФТИ Павел Волчков.

За последние 20 лет молекулярные биологи открыли несколько механизмов, с помощью которых можно превращать культуры стволовых клеток во "взрослые" ткани костей, мускулов, кожи и нервной системы. Их можно использовать как своеобразные "запчасти" при травмах или различных дегенеративных заболеваниях.

К примеру, ученые уже долгое время предполагают, что подобные проблемы можно решать с помощью так называемых MSC-клеток. Это "взрослые" стволовые клетки, которые в небольших количествах есть во всех человеческих органах. Они могут превращаться во многие типы тканей.

Относительно недавно биологи обнаружили, что MSC-клетки и другие типы стволовых клеток можно использовать для выращивания полноценных органов и тканей. В частности, пять лет назад итальянские исследователи вырастили на их основе полноценный аналог барабанной перепонки, а их американские и японские коллеги – почку, конечности и хрящевую часть уха мыши.

Полноценная "починка" легких

Волчков и его коллеги из Швеции уже много лет проводят эксперимент по лечению последствий ОРДС с помощью специализированных культур MSC-клеток, которые могут превращаться в различные типы легочных тканей. Пять лет назад в нем начали участвовать первые два добровольца, которые находились в критическом состоянии и не могли жить без аппарата искусственного дыхания.

Ученые ввели им культуры подобных клеток. В результате состояние пациентов улучшилось и они предположительно полностью выздоровели. В дальнейшем биологи продолжили наблюдать за добровольцами, отслеживая, появятся ли в их организме характерные долгосрочные нарушения, связанные с развитием ОРДС. Следили они и за возможными побочными эффектами от клеточной терапии.

Как показал мониторинг, оба пациента вернулись к полноценной жизни и работе примерно через год после инъекции стволовых клеток. Впоследствии их состояние только улучшалось или просто оставалось стабильным. По некоторым показателям качества работы легких, как отмечают Волчков и его коллеги, они даже превосходят типичных здоровых людей, которые никогда не переносили ОРДС.

Эти успехи, как добавил доцент Упсальского университета (Швеция) Сергей Родин, убедили правительство Швеции серьезно отнестись к этой терапии и разрешить ученым проводить полноценные клинические испытания, а не одиночные эксперименты в рамках терапий "последней надежды".

Первые клинические испытания терапии недавно начались в Академическом госпитале в Упсале. Ученые надеются, что эти опыты подтвердят эффективность и безопасность использования MSC-клеток для лечения ОРДС. Это может спасти жизни многим людям, которые перенесли тяжелые формы COVID-19 или других легочных инфекций.