(1493-1541 гг.)
Врач, естествоиспытатель, мыслитель
Врач, естествоиспытатель, мыслитель, один из основателей ятрохимин, реформатор медицины; проф. университета в Базеле (1527). Родился в Швейцарии в семье врача, швабского дворянина. Католик, затем протестант, затем снова католик. Получил образование в университете Феррары (Италия, 1515 г. или позже) и других европейских университетах, был городским врачом в Базеле.
Отвергал гуморальное учение о 4 соках, лежащих в основе всех явлений жизни здорового и больного организма, все другие умозрительные системы древних врачей и арабской медицины; один из основоположников опытного знания, он считал опыт основой медицины и доказывал, что все процессы в человеческом теле имеют химическую природу. «Не красноречие, знание языков и изучение книг и не украшение титулами создают врача, но познавание тайн природы» - говорил он в меморандуме к вступительной лекции (1527).
За неукротимый дух ниспровергателя канонов и авторитетов был прозван «Лютером в медицине». С Парацельса начинается переориентация алхимии - от поиска золота к поиску и приготовлению лекарств. Он начал широкое использование минералов в лечении болезней (например, втираний ртути при сифилисе); ввёл в фармацию понятие дозы лекарств; обогатил арсенал лечебными миниральными вод и лекарственных растений. Славился как искусный хирург и во времена прямого противопоставления доктора (терапевт с университетским образованием) и лекаря (принадлежащего к цеху цирюльников и хирургов) с гордостью называл себя «доктором обеих медицин».
Он писал о болезнях рудокопов и литейщиков и, следовательно, стоит у истоков изучения профессиональных болезнен. Предельно сложная и многоплановая, величественная и трагическая фигура Парацельса несла на себе все меты противоречивой эпохи Возрождения: труд в мастерской природы (про себя и учеников он с гордостью писал, что они «отдых в лаборатории имеют, пальцы в угли и отбросы.. суют, a не в кольца золотые») и философия опытного знания переплетались у него с магическим мышлением и мистическими гипотезами.
Так, пытаясь понять проблему вечности материи, он персонифицирует её и создаёт учение об «архее» - высшем духовном начале, регулирующем жизнедеятельность организма. Читал лекции и публиковал большинство своих работ на немецком языке вместо общепринятого латинского.
Собрание его сочинений, впервые изданное в 1589-1590 гг. в Кёльне, включало 50 трудов по медицине, более 20 - по магии и алхимии, 9 - по естественной истории и философии. И в молодости, и в последние годы жизни Парацельс много путешествовал по Европе и, согласно легенде, умер в гостинице.
Он послужил И.В. Гёте прототипом для создания «вечного образа» Фауста, «стремящегося от тьмы к свету».