Проект кафедры истории медицины Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова

РАМБАМ (Моисей Маймонид)

РАМБАМ (Моисей Маймонид)

в русской литературе известен также как Моисей Египетский — выдающийся еврейский философ и богослов — талмудист, раввин, врач и разносторонний учёный своей эпохи, кодификатор законов Торы. Маймонид приобрёл широкую известность как врач и написал по-арабски десятки сочинений по медицине, в частности собрание медицинских афоризмов. Он был последователем мусульманской медицинской школы и опирался больше всех на Галена, а также на учение врачей Андалузии и Магриба. Рамбам придавал большое значение связи душевного и телесного состояния и обращал особое внимание на устранение причин волнений, грусти и тому подобного. Он был большой сторонник умеренности в еде и образе жизни, придавал большое значение движению и профилактике болезней. Дополнительно он считал, что врачебное воздействие должно быть минимальным, если болезнь поддаётся лечению диетой, незачем прописывать лекарства и т. п.

В медицине Рамбам твёрдо держался рационализма, уже в комментарии к Мишне он указывал, что действенность врачебных средств должна проистекать из разума или эмпирического опыта. Если лекарство не обладает таким свойством и содержит запрещённые компоненты, его применять нельзя.

Читать дальше

В медицине бывают такие явления, которые у здоровых указывают на заболевание, а у больных служат симптомом наступающего улучшения здоровья. Чрезмерная сонливость, например, указывает на болезнь, крепкий сон у больных - благоприятное явление. Чрезмерный аппетит у здорового внушает мысль о болезни, хороший аппетит у больных - благоприятный симптом. Чихание у здоровых указывает на заболевание, у больных - на улучшение состояния.

Милосердие - признак праведного человека.

Невежда считает, что весь мир создан только ради него. Когда же вдруг с ним случается нечто противоположное его ожиданиям, он приходит к заключению, будто весь этот мир преисполнен зла.

Милосердие имеет восемь ступеней. Высшая из них - помогать человеку оказывать помощь самому себе.

Научитесь говорить «Я не знаю», и это уже будет прогресс.

Не следует лечить никакими другими средствами ни одну из тех болезней, какие можно излечить диетой.

Самый благословенный и желанный дар совершается тогда, когда даритель остается безымянным.

Риск принять ошибочное решение предпочтительнее ужаса нерешительности.

Прими истину, каким бы ни был ее источник.

Бог — причина всего существующего, но у Него самого нет никакой причины. Скорее Его существование необходимо, оно присуще Его природе.

Предотвращай милостыню, не допуская нищеты; помогай обедневшему соседу, дав ему подарок или деньги, научив его торговать или вручив ему ремесло, чтобы он мог честно заработать себе на жизнь и не был вынужден протягивать руку за подаянием. Это высочайшая ступень золотой лестницы добродетели.