Ученые ищут метод лечения СПИДа, изучая генетическую резистентность к инфекции Подробнее на ТАСС: http://tass.ru/nauka/4110638

24 марта 2017

Генетики продолжат изучать феномен резистентности части населения Европы к вирусу иммунодефицита человека (ВИЧ) для того, чтобы найти эффективные способы лечения синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД, летальное заболевание, вызываемое ВИЧ). Об этом сообщил петербургским журналистам Стивен О'Брайен, профессор Санкт-Петербургского университета, руководитель Центра геномной биоинформатики имени Добржанского СПбГУ.

"Поиски генетических механизмов исцеления больных СПИДом не исчерпаны, есть возможность развивать это направление ", - сказал О'Брайен.

Исследование россиян

Под руководством ректора СПбГУ Николая Кропачева, профессора О'Брайена и еще 50 российских ученых в России реализуется исследовательский проект "Российские геномы", направленный на изучение генетических особенностей коренного населения России, составляющих 10% разнообразия генетического многообразия мира.

"Наш исследовательский консорциум исследует 3000 коренных жителей России - 60% из них - русские и еще 40% - другие национальности, 1200 образцов генетического материала уже получено, 273 генома просеквенировано, - рассказал О'Брайен. - Мы уже обнаружили много сюрпризов, но должны быть уверены в своих выводах и проверяем результаты 2-3 раза. К осени нынешнего года планируем сообщить о первых открытиях в рамках исследований".

ВИЧ и оспа в одном флаконе

Он уточнил, что в основе исследований лежит генетическая мутация, характерная для части населения Европы - CCR5-32. "Эта мутация наиболее распространена в североевропейских странах - Шотландии, Ирландии, в России она встречается у 8% населения, а в Африке и в Китае не встречается совсем", - сказал профессор О'Брайен.

По его словам, она возникла у человека около 3000 лет назад и присутствовала в европейской популяции в одном случае на 100 тысяч населения, а сейчас имеется у каждого пятого жителя Европы. По словам ученого распространение мутации выросло после эпидемии черной (натуральной) оспы в Европе, так как с этой же мутацией связана и резистентность человека к вирусу черной оспы.

Ученые предполагают, что штамм оспы перешел к человеку от верблюдов в начале новой эры. Известно, что в 737 году от оспы вымерло более 30% населения Японии, в XV веке в Европе из-за эпидемии гибли миллионы людей, в Америке же вирус истребил полностью многие племена. Первые в истории медицины прививки были сделаны против оспы, сыворотку получили из материала коров. Оспа стала первым заболеванием, побежденным с помощью вакцинации, последний случай заражения зарегистрирован в 1978 году.

Стивен О'Брайен объяснил, что именно ген CCR5 является "единственными воротами для входа вируса ВИЧ в организм человека", а мутация CCR5-32 закрывает эти ворота, делая заражение невозможным.

По данным заведующего лабораторией иммунологии и вирусологии ВИЧ-инфекции НИИ Пастера Александра Семенова, резистентностью к ВИЧ-инфекции обладает часть коренного населения Северо-Запада (вепсы, карелы, финны). У 18% этой группы населения России такая невосприимчивость гетерозиготная (унаследованная от одного из родителей), у 1% - гомозиготная (унаследована сразу от обоих родителей).

Вылеченный пациент и синтетическая коррекция

Стивен О'Брайен рассказал историю пациента, больного СПИДом, которому был пересажен костный мозг от донора, обладающего резистентностью к вирусу ВИЧ, вызывающему болезнь.

"В 2007 году американец, живущий в Германии, получил донорские клетки костного мозга от одного из носителей мутации с резистентностью к ВИЧ. Он выздоровел. Это единственный в мире человек, излеченный от СПИДа. Через 7 лет в его организме не осталось следа ВИЧ-инфекции ", - отметил О'Брайен, 25 лет возглавлявший лабораторию Национального института здоровья США, где начались исследования связи ВИЧ-инфекции с конкретными мутациями.

Продолжение исследований в области донорства костного мозга для больных СПИДом привели к тому, что треть пациентов погибала от привнесенных с донорским материалом в организм больных инфекций. Поэтому была изменена методика - вместо пересадки костного мозга ген с мутацией CCR5-32 вживляли в материал, полученный от больного, и затем возвращали ему его же материал с модификацией. "Часть пациентов с синтетически добавленными фрагментами генов с мутацией CCR5-32 чувствуют себя хорошо, но не все", - сказал О Брайен.

Александр Семенов, в свою очередь, отметил, что невосприимчивым к ВИЧ людям эта же самая особенность дает и повышенную предрасположенность к отдельным видам онкологических заболеваний (рак груди у женщин и рак прямой кишки у мужчин), поэтому тиражировать этот способ опасно.

Оптимизм О'Брайена в отношении применимости генетических механизмов для избавления от СПИДа связан с законами эволюции. "У многих животных есть болезни, схожие с человеческими, а поскольку у животных нет госпиталей, аптек и докторов, то их единственный способ борьбы - это адаптация. У львов есть ген, препятствующий заражению вирусом, схожим с вирусом ВИЧ. У пум есть генетический противовес птичьему гриппу. Феодосий Добржанский, основатель современной генетики, в честь которого назван наш центр СПбГУ, говорил что "ничего в биологии не имеет смысла рассматривать кроме как через призму эволюции" ", - отметил О'Брайен.

СПИД в России

По данным ВОЗ, в мире с начала распространения ВИЧ заразились 38 млн человек, из них 8 млн - дети. Заражение идет со скоростью 2,5 млн человек в год, 2 млн в год умирает от СПИДа. По количеству зараженных ВИЧ приблизился к гриппу-испанке, свирепствовавшему в 1918-1920 годах и унесшим жизни 40-50 млн человек, в то время как Первая мировая война - 15 млн. По данным Минздрава РФ, на 30 июля 2016 года в России был официально зарегистрирован 1 млн 62 тысячи 475 носителей ВИЧ, 225 тысяч 992 россиянина умерло от СПИДа (терминальной стадии распространения инфекции в организме).

Резкий рост, по словам Семенова, начался в 2014 году. Шире всего инфекция распространилась в Свердловской, Иркутской, Кемеровской, Самарской, Оренбургской, Ленинградской областях. В Санкт-Петербурге 964,4 зараженных на 100 тысяч населения города, то есть 1 процент всех жителей.

Существует два типа вируса ВИЧ, один из них попал в организм охотника в центральной Африке от шимпанзе (ВИЧ-1, более агрессивный вирус), второй в результате разделывания тушек макак (ВИЧ-2). Как ранее рассказал ТАСС Александр Семенов, после обретения африканскими странами независимости часть из них направляла студентов на обучение в Европу и Америку, часть - в СССР и страны Восточной Европы, и так сложилось, что в Европу и Америку попал один тип вируса, менее агрессивный, а в СССР и Восточную Европу - другой, более агрессивный.

Попав в организм человека, вирус ВИЧ, который в 60 раз меньше красных кровяных телец, и виден только в электронный микроскоп, создает 10 млрд копий и очень быстро мутирует - каждая 10-миллионная копия - это мутация. Изменчивость вируса ВИЧ и его способность встраиваться в структуру ДНК человека делает задачи по поиску лекарства от ВИЧ крайне сложной, однако исследования по созданию вакцины ведутся Санкт-Петербургским биомедицинским центром во главе с профессором Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Андреем Козловым на средства Минпромторга РФ.

Подробнее на ТАСС: