Японский университет "Рикэн" прекращает попытки доказать существование STAP-клеток

20 декабря 2014

Японский институт естественных наук "Рикэн" прекращает все попытки доказать существование так называемых STAP-клеток и, как следствие, подтвердить подлинность исследования ученой Харуко Обокаты, утверждавшей, что ей удалось создать эти новейшие эмбриональные стволовые клетки. Об этом официально заявил Японский государственный исследовательский институт.

"Рикэн" также официально подтвердил появившуюся накануне в местных СМИ информацию о том, что автор исследований о STAP-клетках Харуко Обоката не смогла воссоздать их в ходе специально устроенного эксперимента. Таким образом, существование STAP-клеток в очередной раз подтвердить не удалось.

Харуко Обоката уволилась из "Рикэн"

Харуко Обоката уволилась из института естественных наук "Рикэн", после того как ей не удалось подтвердить их существование. Об этом официально объявил Японский государственный исследовательский институт.

При этом Обоката заявила, что "ошеломлена" негативными результатами эксперимента. "Я ошеломлена такими результатами, - отметила она. - Я осознаю последствия и ответственность за то, что причинила множество неудобств окружающим меня людям. И никаких слов не хватит, чтобы извиниться за это".

Скандал вокруг исследования

Две статьи о новом методе изменения клеток были опубликованы в январе этого года в авторитетном британском журнале Nature. Авторы исследования во главе с Обокатой утверждали, что нашли сравнительно простой способ выращивать из живых клеток ткани необходимого типа. Открытие в одночасье сделало 30-летнюю Обокату звездой японской науки. Тем не менее несколько недель спустя появились сомнения в действенности нового метода. В частности, внимание было обращено на несовпадения в иллюстрациях и тексте статей. Кроме того, некоторые исследователи попытались повторить эксперименты Обокаты, но не смогли получить те же результаты.

Соавтор нашумевшей статьи - доктор медицинских наук Есики Сасаи - в конце августа покончил жизнь самоубийством. Согласно анализу предсмертных записок 52-летнего сотрудника "Рикэн", причиной самоубийства стала поднятая вокруг инцидента шумиха в местных и международных СМИ. "Я устал от несправедливой травли в СМИ и ответственности за происходящее в институте и лаборатории", - написал Сасаи в одной из записок. Ученый прямо называл агрессивный настрой прессы по отношению к исследовательской группе несправедливым.

STAP-клетки - это эмбриональные стволовые клетки. В ходе изначального эксперимента исследователи поместили клетки крови в слабокислый раствор лимонной кислоты на полчаса и с удивлением обнаружили, что у клеток произошел процесс возобновления и возврат к первоначальному молодому состоянию. Такую новую технику создания стволовых клеток они назвали "стимулированным приобретением свойства плюрипотентности" (STAP), и она была тут же признана более дешевым, быстрым и эффективным, чем прежние, способом для восстановления поврежденных тканей при болезнях сердца и мозга. Этот путь открывал перспективу создания стволовых клеток, которые могут быть введены любому пациенту для восстановления поврежденных органов и тканей без риска отторжения.